В Алматы семерых человек обвиняют в «планировании захвата власти». Все они отрицают свою вину, а адвокат одного из них считает, что этот процесс – попытка оправдать слова Токаева о «20 тысячах террористов».
13 сентября в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы – том самом, где недавно вынесли обвинительный приговор в деле о «захвате» аэропорта Алматы во время Кантара, — началось основное судебное заседание по делу о «планировании массовых беспорядков и захвату власти».
На скамье подсудимых: Багдагуль Андреева, Сагынкул Конар, Ержан Торекулов, Айдос Илипбаев, Олжас Кульжаханов, Тенилик Нурланов и получивший во время Кантара пулевое ранение Акылжан Кийсымбаев.
Все они отрицают свою вину.
«С марта сотрудниками КНБ велась разработка преступной группы, которая симпатизировала беглому банкиру Мухтару Аблязову и фактически придерживалась схожих с ним взглядов, являясь активистами запрещенных судом организаций ДВК и «Көше партиясы». В составе группы действовали представители различных социальных групп из числа криминалитета и асоциальных лиц», — заявили год назад в Комитете нацбезопасности РК.
Мухтар Аблязов, комментируя «Азаттыку» ситуацию, назвал видео, где обсуждают «захват власти», «плохой постановкой спецслужб».
«Первое, это попытка дискредитировать наш план мирного свержения этого режима. Второе, в Казахстан приехал европейский комиссар и заместитель еврокомиссии Боррель, и из его уст прозвучало о необходимости проведения международного расследования Январских событий.
На что власть заявляет, что тогда, в январе, был некий заговор, какие-то силы применили незаконно оружие, стреляли по людям и так далее. И сейчас это видео тоже направлено на то, чтобы убедить, что 20 ноября тоже некие силы, возглавляемые Аблязовым, готовили переворот.
Сегодня во Франции проходил суд по [политическому] убежищу, и таким образом казахстанские власти хотят повлиять на результаты судебного решения и представить меня как некоего экстремиста», — говорил Аблязов год назад.
Галым Нурпеисов, адвокат Акылжана Кийсымбаева, заявившего о пытках во время Кантара, в конце прошлого года дал интервью «Республике» по поводу этого дела. Сегодня он сказал, что его подзащитный не признал свою вину.
«Доказательства построены на показаниях Илипбаева, который дал признательные показания, и еще пары свидетелей. Они указывают, что якобы создавалось преступное сообщество с целью свергнуть власть в Республике Казахстан и захватить Акорду», — говорит Нурпеисов.
Адвокат считает, что это дело – своего рода попытка силовиков оправдать слова президента Касым-Жомарта Токаева о «20 тысячах террористов», якобы напавших на Алматы во время Кантара.
Помимо якобы планирования свержения власти подсудимых обвиняют в создании, руководстве и участие в экстремистской группе, подготовке к массовым беспорядкам и хранении оружия.
«Я считаю, что это – политическое преследование. Причем это написано в материалах дела, там, где говорится, что лиц, имитирующих преступную деятельность, внедрили в группу гражданских активистов (по словам адвокатов, к обвиняемым внедрили агентов КНБ — Ред.) Статьи очень серьезные, а обвинение смешное. Сегодня мы заслушали пятерых свидетелей. Все они говорят, что были нарушения (в ходе следствия – Ред.)», — сказала «Республике» адвокат Олжаса Кульжаханова Жанара Балгабаева.
Она также говорит, что отцу ее подзащитного ранее угрожали силовики.
«Подзащитный не признает вину. Ему непонятна суть обвинения. Он не гражданский активист. Угрожали его отцу-активисту, что если он не прекратит свою деятельность, то посадят одного из его сыновей. Ну вот они и воплощают это в жизнь», — говорит Балгабаева.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание «Республика»