• Главная
  • >
  • «Народный парламент» – не враг народа

«Народный парламент» – не враг народа

29.06.2023

Участник пресс-конференции «Халык парламент» Жаркын Курентаев стал по нашим подсчетам 20-ым, кого в административном порядке сразу после мероприятия намерены привлекать к ответственности за участие в заседаниях общественной инициативы.   

Вместо того, чтобы предложить объединению бывших кандидатов в депутаты «Халык парламент» статус общественной палаты при Мажилисе или при маслихатах, казахстанские власти развернули преследование его членов, которые призывают отнюдь не к свержению власти, а к её диалогу с обществом – об этом рассказали в Алматы на пресс-конференции преследуемые участники «Халык парламент».

Три месяца и девять дней назад в Казахстане прошли выборы депутатов Мажилиса и маслихатов. Оппозиционно настроенные кандидаты, не прошедшие (как они сами считают, не пропущенные) в депутаты, провели 2 апреля собрание, на котором объявили о создании гражданского объединения «Халык парламент» («Народный парламент»), имея своей целью привлечения общественного внимания к нарушениям на прошедших выборах и общественный контроль за деятельностью депутатов Мажилиса и маслихатов, которые в него прошли.

Казахстанские власти вполне могли бы, следуя собственным декларациям о «новом Казахстане», предложить «Народному парламенту» статус чего-то вроде общественной палаты при Мажилисе и маслихатах, чтобы усилить декларируемую открытость представительных органов избирателям. Однако для того, чтобы что-то смочь, надо этого хотеть, а с этим у наших власть мкщих давняя напряжёнка – им гораздо привычнее отвечать на общественную инициативу репрессиями.

При этом участников первого и двух последующих заседаний «Народного парламента» преследуют сразу по двум направлениям – за участие в несогласованном митинге (хотя заседания НП проходят в закрытых помещениях и митингами вообще не являются) и за участие в деятельности незарегистрированного общественного объединения. По двум соседним статьям 488 и 489 Кодекса об административных правонарушениях уже оштрафовано 19 участников собраний (за юбилейным пришли как раз сегодня на выходе с мероприятия).

Преследования участников «Народного парламента» стали темой сегодняшней пресс-конференции активистов «НП», которые не только рассказали о творящихся преследованиях, но и поделились своими планами создать новое политическое движение. На пресс-конференции выступили общественные деятели Рысбек Сарсенбаев, Арайлым Назарова, Мадина Кукетаева и Жаркын Курентаев, а также юристы и общественные деятели Батыр Адайбаев и Альнур Ильяшев. Воспроизведём ниже фрагменты выступлений некоторых из них на сегодняшней пресс-конференции нашего Бюро по правам человека.

Берик АДАЙБАЕВ: Осуществляемые нашими властями преследования участников «Народного парламента» противоречат национальному и международному законодательству, которое декларирует гражданам право на свободу слова, собраний и объединений. Наиболее абсурдны предъявляемые участникам наших собраний обвинения по «митинговой» статье, потому что собрания граждан в закрытых помещениях вообще не являются митингами. Почему бы тогда нашим властям не начать тогда штрафовать участников свадеб и юбилеев? Все 20 человек, подвергнутых административным взысканиям, привлечены к административной ответственности незаконно, поэтому все постановления адмсуда о вынесении этих взысканий будут обжалованы нами в суде высшей инстанции.

Мадина КУКЕТАЕВА: У нас есть все основания предполагать, что оформившийся к сегодняшнему дню «список 20-ти» отнюдь не завершён и в любой момент может пополниться. При этом судьи административного суда при рассмотрении ими Составляемых в полиции протоколы об административном правонарушении совершенно не обязаны идти на поводу у полиции и прокурора, бездумно переписывая пассажи из полицейского протокола в выносимые адмсудом постановления. Те же судьи, видя несправедливость обвинений, могли бы выносить оправдательные решения, но для этого судья должен быть не административными, а народными судьями. Возможно, такие вердикты могли бы выносить суды присяжных, но в их компетенцию такие дела не входят.

Жаркын КУРЕНТАЕВ: Преследования активистов «Народного парламента» говорят о том, что власти видят в нём нежелательную альтернативу тому составу Мажилиса и маслихатов, которые сами под себя сформировали. Они боятся этой альтернативы, и этот страх выливается в преследования бывших кандидатов в депутаты и в целом гражданских активистов. Этими преследованиями власть имущие грубо нарушают национальное законодательство и международные конвенции, ратифицированные Казахстаном и имеющие приоритет над местными нормами согласно статье 3 Конституции Республики Казахстан. Мы готовим обращения по этому поводу в международные инстанции. Одновременно мы готовимся подать уведомления в акиматы Алматы, Астаны и других регионов о проведении митингов против политических репрессий и за демократические реформы.

Альнур ИЛЬЯШЕВ: Участников собраний «Народного парламента» наказывают за участие в незарегистрированном объединении, в то время как в Туркестане созывают также нигде не зарегистрированный «Национальный курултай», но его участников ни к какой ответственности не привлекают – наверное потому, что перед ними выступает президент Токаев. Глава государства по закону обладает иммунитетом от уголовного и административного преследования, однако про участников «Национального курултая» ни в каком законе ничего такого не сказано. У наших властей две правды – одна для себя и своих слуг, другая – для тех, кого начальство считает своими врагами.

Альнур Ильяшев выразил уверенность в том, что вечно так продолжаться не может – народ сам снесёт зарвавшуюся власть, и если находящиеся во главе страны не хотят повторения Кантара, им следовало бы прекратить репрессии против мирной и цивилизованной оппозиции и подумать о равноправном диалоге с обществом.

Понимание равноправного диалога с точки зрения государства продемонстрировали сотрудники полиции, приехавшие ознакомить еще не судимого Жаркына Курентаева с протоколом. Правда, как таковой протокол обещали предоставить в Управлении полиции Медеуского района, а от Курентаева требовалось пока что подписаться под согласием с предъявленным обвинением. Такой расклад общественного деятеля не устроил. Более того, оказалось, что сотрудники полиции традиционно додумали за «клиента» и автоматически проставили, что правами его ознакомили, в переводчике и адвокате не нуждается, чем вызвали бурю возмущения у Жаркына и других вышедших с пресс-конференции. Полицейский, так и не понявший в чем разница между разъяснением прав и объяснением состава предположительного правонарушения, удовлетворился полученной подписью общественника вместе с его поправками, ушедшими куда-то в недра электронного правительства.