31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий. В этом году у этого памятного дня тридцатилетний юбилей – впервые его отметили в 1993 году. В новом столетии власть и общество отмечают этот день по-разному: одни поминают лишь жертв голода и террора ХХ века, другие также выражают солидарность с современными политзэками.
Ровно тридцать лет назад, в последний день мая 1993 года мы присутствовали на двух церемониях закладки памятного камня на месте будущих мемориалов в Алматы и его окрестностях. Один из этих камней был заложен в алматинском Сосновом парке напротив здания бывшего ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ на бывшей улице Дзержинского (в то время уже полтора года ул. Наурызбай батыра) и в пригородной местности Жаналык на старом Илийском тракте, где в годы Большого террора массово хоронили, а точнее закапывали в овраге тела расстрелянных в подвалах здания, названного в первом пункте.
Спустя десять лет в Жаналыке был сооружён памятник казахстанским жертвам Большого террора, а спустя ещё пятнадцать лет в Сосновом парке появился памятник жертвам Голодомора (хотя по смысловому наполнению квартала напротив парка здесь более уместен был бы памятник жертвам именно политических репрессий).
В одном из зданий того самого квартала в 1999 году разместили было Музей истории политических репрессий в Казахстане, но уже в 2004 году его расформировали, а другого такого музея в Алматы так с тех пор так и не появилось. Справедливости ради отметим появление больших музейных комплексов «Карлаг» близ Караганды и «АЛЖИР» близ Астаны (в сталинские времена Акмолинска), а также наличие небольших мемориальных инсталляций в некоторых областных центрах. В обеих казахстанских столицах и других городах есть отдельные памятники историческим деятелям, ставшим жертвами сталинских репрессий. Наконец в начале этого года в одном из скверов на алматинской площади Республики открыли мемориал «Кантар тагзым» – правда, крайне невнятный по смысловому наполнению.
Однако при всех вопросах и претензиях к концепции и художественному исполнению мемориальных сооружений в Сосновом парке и в сквере на площади Республики именно они намечены как места начальной и конечной точек Марша скорби и памяти. Провести такой марш призвал в своём интервью газете «ДАТ» от 25.05.2023 и на пресс-конференции в пресс-центре нашего Бюро по правам человека 30 мая известный казахстанский философ Нурлан Амрекулов.
В то же время в этом марше наверняка захотят принять участие гражданские активисты и члены преследуемых властями политических партий, которым есть много чего сказать о политических репрессиях сегодняшнего дня.
Так, в апреле этого года в Алматы был осуждён на 6,5 лет условного срока и запрета любой политической деятельности лидер Демократической партии Жанболат Мамай, а в конце мая в Астане был арестован лидер партии «Алға Қазақстан!» Марат Жыланбаев по обвинению в руководстве экстремистской организацией. При этом возглавляемую им партию никакой суд не признавал экстремистской, как это было сделано в 2018-м и 2020 годах с общественными движениями «Демократический выбор Казахстана» и «Коше партиясы». За принадлежность к ним привлекли к уголовной или административной ответственности уже десятки, если не сотни активистов по всему Казахстану.
А не далее как 29 мая межрайонный административный суд Алматы оставил без удовлетворения попытку известного общественного деятеля Рысбека Сарсенбая обжаловать полицейский протокол о наложении на него денежного штрафа за организацию «Народного парламента» – разового собрания оппозиционных кандидатов, не прошедших в Мажилис и региональные маслихаты на мартовских выборах.
В ожидании начала судебного процесса сторонники Сарсенбая во дворике здания адмсуда громко скандировали имена людей, находящихся сейчас в следственных изоляторах или исправительных колониях по политически мотивированным обвинениям и приговорам.
Логично будет предположить, что непосредственно в День памяти жертв политических репрессий на посвящённом этому дню и этим жертвам митинге или марше граждански активные казахстанцы попытаются во весь голос напомнить «городу и миру» о тех согражданах, которых власти преследуют не в сталинско-брежневском СССР и даже не в назарбаевском «старом Казахстане», а здесь и сейчас.
Возможность такого проявления солидарности с жертвами современных политических репрессий предвидят и казахстанские власти, заранее пытающиеся сорвать вышеназванные проявления. В середине дня 30 мая информагентство BaigeNews сообщило со ссылкой на прокуратуру южной столицы о том, что «в Алматы 31 мая мирных собраний не запланировано. В надзорном ведомстве сделали предупреждение горожанам – не вестись на провокации в этот день», – говорится в заголовке сообщения.
На провокации вестись действительно не следует, но возникает резонный вопрос: как это может не быть запланировано мирных собраний по теме памятного дня, внесённого в официальный реестр праздничных и памятных дат Республики Казахстан? И ещё: каким это образом стремление граждан отметить памятную дату подпадало бы под понятие «провокации»? Скорее за таковую можно принять запрет на проведение Дня памяти или участие в нём, а тем более запугивание потенциальных участников административными и уголовными карами за выражение памяти и проявление солидарности.
PS. Сегодня утром участники комитета «31 Мамыр» заявили, что полиция блокирует их в домах накануне согласованной, как они сообщали, акции памяти жертв политических репрессий.
Иллюстрация: «Курьер.Среда»