В области свободы религии в казахстанском законодательстве и на практике дискриминационных норм намного больше, чем принято считать. Но этого государство старается не замечать.
19 мая в Алматы прошёл вебинар «Теоретические и практические аспекты реализации права на свободу вероисповедания», организованный Казахстанским международным бюро по правам человека (КМБПЧ) и Ассоциацией религиозных объединений Казахстана (АРОК) при поддержке фонда «Стефанус альянс». Первая часть вебинара была посвящена национальному законодательству о свободе религии и международному праву, а вторая часть – правоприменительной практике.
Открывая вебинар, председатель АРОК Александр Клюшев напомнил о том, что в преамбуле действующего закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» говорится, что законодательство Казахстана по данному вопросу состоит из соответствующих статей Конституции РК, данного закона и иных нормативных актов. Каких именно актов, в законе не сказано, но те из них, что нам известны, имеют скорее ограничительный и запретительный характер ар отношению к верующим. При этом в самом законе есть норма, согласно которой в случае противоречий между нормами казахстанского законодательства и международного права должна применяться последняя.
Международный эксперт по вопросам религиозным свободам Даниил Буглов отметил в своём выступлении, что понятие свободы совести и религиозных убеждений значительно шире понятия религиозной деятельности. Международное право и Конституция РК в большей степени декларируют свободы совести и религиозных убеждений, а национальное законодательство в большей степени регулирует религиозную деятельность, – отметил эксперт.
Он сравнил те ограничения, которые допускает Международный пакт о гражданских и политических правах, и те, которые устанавливает казахстанское законодательство и особенно правоприменительная практика. Такие ограничения сплошь и рядом противоречат нормам МПГПП и Конституции РК, являясь по сути дискриминационными по отношению к тем религиозным направлениям, которые государство считает нетрадиционными для своего народа или неправильными в плане вероучения. Такую дискриминацию эксперт считает абсолютно неприемлемой.
Эксперт Ассоциации религиозных объединений Казахстана (АРОК), пастор Виктор Овсянников говорил о необходимости своевременного внесения изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие вопросы свободы совести и вероисповеданий. Он считает очень важным добиваться от светских властей устранения из законодательства имеющихся в нём несправедливых репрессивных норм, даже если они не применяются на практике. Используя известное сравнение, можно сказать что если на сцене висит ружьё, то оно всегда может выстрелить, так что недостаточно нам радоваться тому, что это ружьё не стреляет – надо добиваться, чтобы его убрали вообще.
Спикер призвал общественность не уповать на устные договорённости с тем или иным начальником или с даже с правительством, напомнив в этой связи классический библейский сюжет о праотце Иосифе, попавшем в Египет, сделавшем много хорошего для этой страны и щедро вознаграждённого за это фараоном, однако в законе этого закреплено не было. Когда же спустя десятилетия на престол взошёл другой фараон, ничего не знавший о заслугах Иосифа, он начал тиранить еврейский народ, что закончилось его для Египта десятью казнями, – напомнил пастор Овсянников.
Темой выступления международного эксперта по правам человека, директора КМБПЧ Евгения Жовтиса стали правовые аспекты реализации и защиты свободы религии и убеждений, а также свободы слова. Правозащитник указал на наличие в казахстанском законодательстве целого ряда дискриминационных норм и на полное отсутствие в стране антидискриминационного законодательства и антидискриминационных институтов. В законодательстве присутствует множество различий. Одним из самых очевидных примеров такой дискриминации Жовтис назвал увязку возможности легально исповедовать свою религию с имеющимся в стране или регионе количеством верующих: если оно не дотягивает до установленного законом нижнего порога, то нельзя зарегистрировать общину, а за попытку религиозной деятельности без регистрации предусмотрены санкции. Аналогичная картина и в отношении регистрации политических партий, – отметил Евгений Жовтис.
Правозащитник считает весьма положительным явлением возобновление с начала этого года работы Конституционного суда, одним из судей которого назначен известный юрист в области конфессионально-государственных отношений Роман Подопригора, который всегда поддерживал усилия правозащитников по борьбе с дискриминацией религиозных меньшинств. При этом даже он уже после своего назначения членом КС был шокирован большим количеством дискриминационных норм, когда глава КМБПЧ представил ему их полный список, составленный коалицией правозащитных организаций. Сейчас правозащитники готовят соответствующее обращение в Конституционный суд.
Евгений Жовтис напомнил о том, что Комитет ООН по правам человека уже не раз выносил решения (соображения) по жалобам (сообщениям) граждан Казахстана. Понятно, что если госорганы и чиновники по каким-то причинам не хотят выполнять рекомендации профильных комитетов ООН, то они найдут для того множество способов, тогда как саботировать выполнение постановлений Конституционного суда им должно быть несколько сложнее.
Тему использования нового судебного органа в борьбе с антиправовыми законоположениями и практиками развила продолжила в своей реплике юрист КМБПЧ Евгения Нефедьева, напомнив потенциальным участникам процессов по делам о свободе вероисповеданий в обычных судах о том, что они могут требовать от судьи обращения в Конституционный суд. Если такое обращение последует, то рассматриваемое дело может приобрести гораздо больший вес, образовав своего рода прецедент на правозащитном пространстве.
Наряду с общеправовыми вопросами участники вебинара разбирали конкретные случаи дискриминации верующих и конфликтные ситуации между религиозными объединениями и госорганами. Организаторы вебинара надеются на то, что это эти разборы наравне с разбором теоретических аспектов религиозно-правозащитной проблематики будут полезны его участникам и слушателям.