Активист из Тараза Нурлан Канатов, долгое время поднимавший вопросы коррупции в коридорах областной власти, сейчас находится в следственном изоляторе по обвинению в ложном доносе. А донес он – ни много, ни мало — на заместителя акима Жамбылской области Канатбека Мадибека.
Правозащитник Бахытжан Торегожина прогнозирует, что конфликт между ним и чиновником может «вылиться в самый настоящий ад».
Нурлан Канатов – гражданский активист со стажем. Он был руководителем молодежного ресурсного центра в Таразе, во время январских событий 2022 года подписал обращение к акиму области с требованием вывода войск из города, после январских событий помогал в составлении списков погибших, а на последних выборах планировал баллотироваться в депутаты мажилиса парламента по одномандатному округу.
Если полистать его ленту в соцсетях, то можно увидеть, что он выступает за ценности Нового Казахстана, о которых заявил в свое время президент страны Касым-Жомарт Токаев. Поэтому неудивительно, что именно к главе государства он и обратился, рассказывая о произволе, что творится в стенах департамента полиции Жамбылской области.
«В последнее время мною подымались вопросы касательно работы Департамента полиции Жамбылской области, где, на наш взгляд, происходят вопиющие факты коррупции. Не раз в социальных сетях писали о необходимости реформирования правоохранительного блока, в частности это полицейской службы, так как в обществе сложилось устойчивое мнение, что наша полиция является одной из самых коррумпированных организаций в нашей республике, на данный момент стоит острая необходимость по реформированию полицейской службы», — написал он в открытом обращении второму президенту рК Касым-Жомарту Токаеву осенью прошлого года.
Однако ответа от главы государства активист не получил. Ответ «пришел» в иной форме: 25 октября 2022 года был подожжен его автомобиль, припаркованный возле дома. Благо, он не взорвался, иначе вряд ли обошлось бы без жертв.
Нурлан Канатов расценил это как акт терроризма, но в полиции возбудили уголовное до по статье 202 УК РК «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». Более того, в полиции в итоге пришли к выводу, что это сделал сам пострадавший — не лично, но якобы именно он заплатил за намеренный поджог своей собственной машины.
Между тем, активист навал имена тех, кого он подозревал в причастности к поджогу: по его словам, это были начальник областного департамента полиции и заместитель акима области Канатбек Мадибек — он-то и написал заявление в полицию о ложном доносе.
7 февраля 2023 года Канатова задерживают и отправляют в следственный изолятор, где он и находится до сих пор.
«Его кошмарили полгода, подожгли автомобиль и в этом сейчас обвиняют его самого. Он сейчас под арестом, мало того, со слов жены, в обещание отпустить по ст.65 УК РК («Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием») он согласился на признание вины, но был обманут и до сих пор находится в следственном изоляторе.
Скоро, видимо, дело будет передано в суд. Вывешиваю постановление о квалификации деяния Канатова Н., чтобы все понимали, кого Нурлан обвиняет во всех своих бедах.
Понятно, что у чиновника с такой должностью весь административный ресурс в руках, и конфликт может вылиться в самый настоящий ад», — написала по этому поводу в Facebook Бахытжан Торегожина.
И действительно, в приложенном к посту документе подробно описывается, как Нурлан Канатов «…задался целью подорвать авторитет… и очернить имя заместителя акима Жамбылской области Мадибека Канатбека…», как нанимал поджигателей, как обвинял чиновника в поджоге и грозил сделать достоянием гласности его коррупционные деяния, но задержанный в ходе расследования некто Е. Нурбек дал показания, что поджег автомобиль по заказу Канатова.
Таким образом из потерпевшего активист превратился в подозреваемого в совершении преступления по статье 419 УК РК «Заведомо ложный донос».
Мы ничего не утверждаем, однако хотим обратить внимание на некоторые особенности, которые сопутствуют расследованию уголовного дела в отношении таразского активиста Нурлана Канатова.
Обычно скупые на комментарии полицейские в этом случае изменили своему правилу. Напомним, что задержали Канатова 7 февраля, а спустя месяц сразу два заместителя начальника ДП Жамбылской области — Нуржан Рахметуллаев и Алмаз Саламатов — дают пространные комментарии по делу одной из республиканских газет, где вовсю разглашают «тайны следствия»: как был устроен поджог, кого и как задержали, и даже имя исполнителя называют.
Далее, сам замакима Канатбек Мадибек, который по этике госслужащего должен незамедлительно опровергать выдвигаемые против него голословные обвинения, подал заявление в полицию о ложном доносе только после того, как задержали якобы поджигателей. И об этом он сам рассказывает в интервью все той же газете. А также рассказывает, что он раньше уже пытался судиться с Нурланом Канатовым, который писал про него всякие «гадости» в соцсетях, но процесс проиграл – суд не нашел распространения в отношении чиновника заведомо ложных сведений и производство по его заявлению прекратил.
И «вишенка на торте»: как сообщила газете «Время» адвокат Канатова Алия Марзымбетова, санкция на его арест была выдана еще 2 декабря 2022 года. Однако задержали его только 7 февраля 2023 года – в этот день активист собирался внести взнос как кандидат в депутаты мажилиса по одному из одномандатных округов. Случайное совпадение?..
Остается добавить, что в течение последних двадцати лет поджог личного автотранспорта не раз становился методом оказания определенного воздействия на неугодных власти активистов и политиков.
- В 2003 году был сожжен автомобиль Балташа Турсумбаева, который поднимал «неудобные» земельные вопросы.
- В 2016 году машину сожгли борцу с драконовскими банковскими процентами по кредитам Ермеку Нарымбаеву.
- В январе 2023 года уничтожили огнем машину журналиста Динары Егеубаевой, которая выпустила серию материалов о январских событиях.
И во всех этих случаях обществу пытались внушить (правда, неофициально), что это, мол, активисты сами сжигают свое имущество – ради хайпа и с целью поднятия собственного авторитета.
Но вот в случае с Нурланом Канатовым эту мысль решили не просто официально подтвердить, но еще и обратить против него самого. И что-то нам подсказывает, что в этом случае суд с тем, что ложный донос имел место, согласится.
Репрессии – вещь заразительная.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание «Республика»