Для реабилитации узников совести необходимо пробуждение совести у тех, кто при власти – такой вывод можно сделать из отчёта американской правозащитной организации Freedom Now и завершающих его рекомендаций.
30 марта в пресс-центре Бюро по правам человека состоялась презентация первого в своём роде отчёта американской правозащитной организации Freedom Now по вопросам реабилитации бывших политзаключенных в Казахстане и Узбекистане. В отчёте оценивается выполнение обеими республиками своих международных обязательств по реабилитации бывших узников совести и возмещении нанесённого им ущерба. В отчете сделан вывод о том, что обе страны прямо нарушают право бывших узников на репарацию. Авторы отчёта предлагают рекомендации Казахстану и Узбекистану по реформированию своих законодательства и правоприменительной практики и приведения их в соответствие с международным правом. Выбор двух государств центрально-азиатского из пяти обусловлен тем, что Узбекистан, равно как и Казахстан, заявили о своем намерении менять жесткую авторитарную систему путем политических реформ с оглядкой на соблюдение прав человека. Вместе с тем, на пути реформирования в обеих республиках за решеткой остаются десятки политических узников и сот ни обвиненных по «религиозно-экстремистским» статьям уголовных кодексов. В обеих странах за один год случилось два кровавых кризиса, приведшие к всплеску репрессий. И там, и там, власти утверждают об отсутствии узников совести.
Представляемый отчёт презентовал юрист и ведущий автор отчета Freedom Now Адам Ледмат и директор по адвокациям Freedom Now Мэтью Шааф. Бывшие политзаключенные и узники совести Агзам Тургунов из Узбекистана и Альнур Ильяшев из Казахстана рассказали о своих попытках добиться юридической реабилитации и возмещения ущерба за незаконное лишение их свободы.
По словам Адама Ледмата, при подготовке отчёта им удалось выявить лишь один случай возмещения ущерба жертве пыток в Казахстане и три таких случая в Узбекистане. Он подчеркнул, что многие узники совести в наших странах вышли на свободу по факту полного отбытия отвешенных им судами тюремных сроков или условно-досрочно, однако никто из них не был реабилитирован по сути политических обвинений. В тех же случаях, когда возмещения ущерба удавалось добиться жертвам пыток, размеры полученной ими компенсации представляются совершенно недостаточными.
Из содержащихся в отчёте рекомендаций правительствам Казахстана и Узбекистана Адам Ледмат выделил два ключевых: (1) начать справедливый пересмотр всех вынесенных ранее обвинительных приговоров бывшим узникам совести и реабилитировать их, особенно в тех случаях, когда по делу конкретного узника есть решение профильных комитетов ООН, подтверждающие неправомерность его осуждения; (2) реформировать национальное законодательство с целью исключить в дальнейшем возможность уголовного преследования за критические высказывания в адрес правительства.
Бывший узник совести, а теперь глава общественной инициативы «Дом прав человека» Агзам Тургутов рассказал о своих попытках добиться реабилитации и компенсации. Он был осуждён дважды – в 1997-м и в 2008 годах, а после освобождения ведёт многолетнюю переписку с госорганами и судами всех инстанций от районной до республиканских, включая Генеральную прокуратуру и Верховный суд, добиваясь пересмотра своего дела, реабилитации и материальной компенсации. Все получаемые им ответы сводились к отказам, и так было не только при жёстком правлении Ислама Каримова, но и при условно реформаторском президентстве Шавката Мирзиёеве.
В то же время при новом режиме Агзаму Тургутову удалось создать правозащитную организацию, в рамках которой добиться реабилитации и компенсации ущерба девяти пострадавшим от пыток. Но у всех них дела не были политическими или религиозными – по делам этих категорий никаких подвижек нет.
Казахстанский гражданский активист и правозащитник Альнур Ильяшев рассказал о своём задержании, аресте и осуждении в 2020 году за публикацию в соцсетях критических суждений о президентской партии «Нур Отан». За это он был приговорен к трём годам ограничения свободы и пяти годам запрета общественной деятельности. Пытаясь обжаловать этот приговор, Ильяшев прошёл все ступени национальной правовой системы в Казахстане, после чего обратился в международные правозащитные институты. В 2022 году Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям признала Ильяшева жертвой произвольного задержания, что даёт бесспорные основания для пересмотра приговора, однако в казахстанских инстанциях ничего не сдвинулось.
Директор по адвокациям Freedom Now Мэтью Шааф рассказал о состоявшихся у него с коллегой Адамом Ледматом встречах с официальными лицами Казахстана и Узбекистана. Все они заявляли о готовности своих государств выполнять взятые на себя международные обязательства по реабилитации узников совести и компенсации нанесённого им ущерба. Однако вопрос о реальных шагах в этом направлении всякий раз провисал в воздухе. Это противоречие уже не слишком удивляет американского правозащитника и его коллег. По словам Шаафа, для пересмотра несправедливых и политически мотивированных дел и для реабилитации их жертв нужна политическая воля со стороны властей, а если она отсутствует, то неоткуда взяться и подвижкам в данной сфере.
Если же и когда такая воля появится и проявится, то и рекомендации из первого отчёта международной правозащитной организации Freedom Now окажутся рекомендациями к действию. И в общем-то это вполне реально в «новом Казахстане», вопрос только в будущей степени его новизны.
Отчет на казахском языке можно посмотреть ЗДЕСЬ