«Секретные» материалы

30.01.2023

Есть такой анекдот. Секретная документация делится на три категории: секретно, совершенно секретно и совершенно секретно, перед прочтением сжечь. Орхусская конвенция, разумеется, не имеет никакого отношения к анекдоту, но наши чиновники прилагают максимум усилий, чтобы превратить ее в таковой. Для этого они используют нижеописанную «методу». Но перейдем к сути вопроса.

Национальные парки с каждым годом все интенсивнее застраиваются самыми разными объектами. Особенно стремительно растут дворцы, коттеджи и заборы. Как известно, любое строительство должно регулироваться законами и соответствующими правилами. Вот мы и решили уточнить, как соблюдаются правовые нормы на землях Иле-Алатауского национального парка, расположенных в административных границах города Алматы.

Закон гласит

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 6 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» особо охраняемые природные территории относятся к «территориальным объектам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности особого регулирования и градостроительной регламентации».

Согласно пункту 4-1 статьи 6 данного закона: «Отдельные объекты строительства, требующие особого регулирования и (или) градостроительной регламентации, определяются Правительством Республики Казахстан по предложениям уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства».

Согласно пункту 2 статьи 10 данного закона: «На территориях, имеющих памятники истории и культуры, охраняемые природные объектыустанавливаются границы особого регулирования, в пределах которых запрещается или ограничивается архитектурная, градостроительная и строительная деятельность».

Согласно пункту 4 статьи 19: «Правительство Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:

4) устанавливает границы территорий и объектов особого градостроительного регулирования республиканского и межрегионального значения».

Наконец, согласно пункту 3 статьи 13: До утверждения градостроительной и архитектурно-строительной документации физические и юридические лица имеют право принимать участие в обсужденияхвносить предложения по изменению принимаемых решений, затрагивающих общественные или частные интересы».

9 сентября 2022 года мы обратились в Управление городского планирования и урбанистики города Алматы с просьбой предоставить экологическую информацию:

— о всех территориальных объектах особого регулирования Алматы;

— о том, отнесена ли территория Иле-Алатауского национального парка, расположенная в административных границах города, к территориальным объектам особого регулирования. Мы напомнили Управлению, что Иле-Алатауский национальный парк включен в предварительный перечень от Республики Казахстан для номинации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО[1].

Ответ Экологическое общество не получило. На сайте электронного правительства была сделана отметка о том, что «обращение удовлетворено полностью». Полностью неудовлетворенные электронной отпиской мы вновь направили письмо Управлению с теми же вопросами.

Импровизация на тему о законодательстве

На этот раз отписка пришла мгновенно! 27 декабря направили запрос, 28 декабря получили ответ.

Управление признало, что Иле-Алатауский национальный парк является особо охраняемой природной территорией!

Но дальше пошла сплошная импровизация или, точнее сказать, вольная трактовка законов. «По вопросу предоставления информации о всех территориальных объектах архитектурно, градостроительной и строительной деятельности особого регулирования и градостроительной регламентации на территории города Алматы сообщаем, что в связи с наличием данных для служебного пользования в проектных документациях, предоставление вышеуказанной информации не представляется возможным». А разве мы запрашивали проектную документацию?

Далее в ответе говорится: «Согласно Закону Республики Казахстан “О персональных данных и их защите”, [они] выдаются по запросу правообладателя (уполномоченного представителя) и мотивированным запросам, где предусматривается ограниченный круг лиц, наделенных правом получать данную информацию, а также иным лицам с письменного согласия правообладателя». А мы запрашивали персональные данные?

«В случае несогласия с данным решением, Вы согласно статьи 91 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, вправе обжаловать его в суде». Вот это правильный ответ. Пока суд да дело (а в наших судах разбирательства тянутся годами) или закон поменяют, или границы национального парка перекроят, или чиновники Управления переберутся на более комфортные должности. Расчет исключительно точный, в лучших традициях бюрократии.

Вывод: информацию не дадим и всё!

Что же говорит закон о доступе к экологической информации?

Согласно пункту 2 статьи 17 Экологического кодекса: «Экологическая информация является общедоступной и не подлежит ограничению и засекречиванию».

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 17 закона «О государственных секретах»: «Не подлежат засекречиванию сведения о: … состоянии экологии …».

Согласно пункту 6 статьи 4 Орхусской конвенции: «Каждая Сторона обеспечивает, чтобы в тех случаях, когда информация, не подлежащая раскрытию в соответствии с пунктами 3с и 4 выше, может быть отделена от остальной информации без ущерба для конфиденциальности информации, не подлежащей раскрытию, государственные органы представляли остальную часть запрашиваемой экологической информации».

9 января 2023 года мы направили третье письмо Управлению с теми же вопросами, но указали на то, что мнение Управления относительно секретности запрашиваемой информации слишком субъективно. Одновременно было послано письмо премьер-министру, с целью уточнить, какие действия предпринимает правительство для соблюдения норм вышеназванного закона.

Секрет Полишинеля

Многие постановления правительства об отнесении объектов к требующим особого регулирования и (или) градостроительной регламентации опубликованы на общедоступных сайтах[2]! Неужели это неизвестно Управлению? Ну не иначе как секрет Полишинеля. Все об этом знают и только Управление пребывает в неведении.

Из 12 постановлений правительства, опубликованных на сайте ИС Параграф «Юрист», ни одно не касается особо охраняемых природных территорий и культурных объектов, даже включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и в его предварительный перечень. Зато есть постановление от 26 октября 2021 года № 766 об отнесении строительства «Многофункционального туристского района, расположенного по адресу: город Нур-Султан, район Есиль, район пересечения улиц Ұлы Дала и Ч. Айтматова» к объектам, требующим особого регулирования. «Многофункциональный гостинично-туристский комплекс “AKTAU RESORT HOTEL” в г.Актау» тоже отнесен к подобным объектам постановлением от 14 августа 2019 года № 590.

Но оговоримся, наш простейший поиск в Интернете наверняка не выявил все имеющиеся подобные постановления.

А может быть, все гораздо проще?

Может быть, это еще одно подтверждение особого отношения (если не откровенного пренебрежения) чиновников и бизнесменов к особо охраняемым природным территориям и соблюдению законов? Экологической политики государства – не существует, Концепция по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Казахстана до 2030 года не утверждена. Границы национальных парков на местности не маркированы. Акимат Алматы в течение 16 лет не выполняет требование закона «Об особо охраняемых природных территориях» и не устанавливает охранную зону вдоль границы Иле-Алатауского национального парка. Постоянным спорам и судебным тяжбам по поводу принадлежности земельных участков на границах с национальными парками не видно конца.

В пункте 2 статьи 6 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», принятого в 2001 году, четко указано:

«К территориальным объектам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности особого регулирования и градостроительной регламентации относятся: …

2) особо охраняемые природные территории;

3) водоохранные зоны и полосы;

4) территории с объектами историко-культурного наследия и (или) охраняемыми уникальными и редкими ландшафтами».

Эти территории уже законом отнесены к территориальным объектам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности особого регулирования и градостроительной регламентации! Какие еще нужны постановления? Необходимо разработать правила определения их границ и определить ограничения для строительной деятельности на этих землях.

А так как концепции, законы и правила не работают адекватно или просто не существуют, то перед прочтением даже сжигать нечего. Потому и растут как грибы в национальных природных парках дворцы, коттеджи и заборы.

Благодаря откровенным манипуляциям наших чиновников (они прекрасно знают, что не несут ответственности даже за многолетнее грубое нарушение законов) четкие установки Орхусской конвенции воспринимаются, в лучшем случае, как необязательные рекомендации. В худшем – как анекдот. «Вам нужна информация? А может быть, вам нужны ключи от сейфа, где деньги лежат?»

__________________

[1] World Heritage Convention: https://whc.unesco.org/en/tentativelists/1681 (дата обращения к сайту 09.01.2023 года).

[2] ИС Параграф «Юрист»: https://online.zakon.kz/lawyer/?m=s#link_id=1008401411 (дата обращения к сайту 09.01.2023 года).

Постановления опубликованы и на сайте ИПС «Әділет». Например, Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2021 года № 765 «Об отнесении объекта строительства к объектам, требующим особого регулирования и (или) градостроительной регламентации»: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000765: (дата обращения к сайту 09.01.2023 года).

На Официальном информационном ресурсе Премьер-Министра Республики Казахстан опубликованы не все постановления, размещенные на сайте ИС Параграф «Юрист» и ИПС «Әділет»: https://primeminister.kz/ru/decisions (дата обращения к сайту 09.01.2023 года).

ИСТОЧНИК:

Сайт «Зеленого спасения»

http://esgrs.org/?p=32346


Смотрите также