Текст будет длинным. Помните, в прошлом январе в Талдыкоргане расстреляли семью – отца, мать и их 15-летнюю дочь? Душераздирающую сцену тройных похорон показывали тогда даже по госканалам. Ну так вот, в прошлую пятницу в Военном суде Алматинского гарнизона начался суд. О том, что происходит с этим делом спустя год, мне рассказал нанятый фондом Кантар защищать интересы погибших и их представителей адвокат Ринат Баймолда.
8 января 2022 года Нурболат Сейткулов с женой Алтынай и дочерью Нурай возвращался из гостей домой по улице Акбастау. Там, возле продуктового магазина «Алибек», военнослужащие-контрактники войсковой части 18404 и сотрудники полиции изрешетили машину, в которой они ехали, из автоматов. Тогда же в январе было заведено дело, было установлено, что стреляли 8 человек. Адвокат говорит, что на видео камеры Центра управления информацией видно, как машина поворачивает направо и по ней открывают шквальный огонь: «Там просто фейерверк был, я не думаю, что у этих людей был шанс выжить. Обстреливали машину по всему ходу движения – она пробита спереди, сбоку с пассажирской стороны и сзади. Девочка была убита выстрелом в затылок. Мы осматривали потом машину, в ней было больше 30 пулевых отверстий, но на самом деле намного больше, потому что мы не можем точно сказать, сколько пуль влетело в разбитые стекла».
Сейткулов был 69-го года рождения, его жена – 70-го, их единственный поздний ребенок Нурай родилась в 2006 году. Ни в каких оперативных разработках они не фигурировали, даже на митинги не ходили.
В общем, дело завели и оно потихоньку пошло. Потихоньку – потому что убитых и раненых был такой вал, что экспертизы пуль проводились по нескольку месяцев, хотя в обычном режиме это дело нескольких дней. Но с криминалистической точки зрения дело достаточно простое и однозначное – есть видео, есть множество свидетелей, есть вещдоки, ясно, что никакой угрозы участковому пункту полиции, возле которого стояли стрелявшие, от семьи не исходило. Заключение баллистической экспертизы тоже в конце концов было получено, выяснилось, что отец и дочь были убиты из одного автомата, подозреваемый установлен. Тем не менее в ноябре следователь дело закрывает. Основание, вы не поверите – отсутствие состава преступления! Но тут на удивление принципиально повела себя областная военная прокуратура. «Причем, ни меня, ни родственников погибших следователь о своем решении не уведомил, это выяснилось только в декабре, когда мы начали знакомиться с делом после отправки в суд. Нам повезло – с решением следователя не согласился военный прокурор, за что ему большое спасибо. Прокурор посчитал, что это дело найдёт своё разрешение только в суде, и отправил его на новое рассмотрение. Почему следователь решил закрыть? Понимаете, есть законы, протоколы, а есть устное общение. Когда спрашиваешь: «У вас какой-то другой Кодекс?», показывают пальцем наверх. Следователи у нас, к сожалению, перестали быть независимым процессуальным лицом. Наш после вынесения решения о закрытии сразу ушел в отпуск с дальнейшем увольнением на пенсию. У нас в Талдыкоргане все три следователя военной прокуратуры ушли – кто на другую должность, кто в армию, кто вот на пенсию. Есть же такое понятие: «Если ты не закончишь это дело, это дело может закончить тебя», – рассказывает адвокат.
К тому, в каком виде дело поступило в суд, тоже масса вопросов. Во-первых, теперь это не убийство, а превышение должностных полномочий, а во – вторых, из восьми стрелявших подозреваемый только один (дело матери Нурай выделено в отдельное производство). «Это убийство, никакое не превышения власти, никакая не халатность. Я исхожу из того, что у меня есть официальный ответ от КНБ и МВД области, где написано, что мои клиенты все трое на учёте как религиозные экстремисты, последователи нетрадиционных религий не состояли, не участвовали в массовых беспорядках, не привлекались к административной ответственности. С места происшествия не изъято никаких компрометирующих вещественных доказательств. Я не считаю, что военнослужащие на законном основании применили оружие – по уголовному праву для применения силы, оружия, спецсредств от того, против кого они применяются, должна исходить реальная, стойкая, продолжающаяся опасность для жизни и здоровья применяющего или окружающих. От моих клиентов никакой опасности не исходило. Даже если нарушение режима ЧС, это максимум 15 суток, и то только родителям, девочка – несовершеннолетняя и не могла привлекаться к административной ответственности. То есть военнослужащие и полицейские начали стрельбу, явно выходя за пределы своих прав и полномочий, существенно нарушив законные права и законные интересы граждан, охраняемых законом и Конституцией. У нас же министерство обороны, а не министерство нападения», – говорит адвокат.
Не согласен Ринат Баймолда и с тем, что в совершении преступления обвиняется только один из стрелявших: «Там было восемь человек, и они все стреляли в эту машину. Даже если не от их пули умерли эти люди, это покушение на совершение преступления, статья 24 УК РК. Если я буду стрелять в вашу сторону, но по обстоятельствам непреодолимой силы не смогу попасть, это покушение на убийство, а они проходят по делу свидетелями. Тем более, что кроме извлеченных из тел, в машине найдено множество других пуль (даже из фонарных столбов извлечены). Даже если они, как утверждается, не пригодны к экспертизе, следователь должен был провести ситуационную экспертизу, расчертить, где каждый конкретно стоял, восстановить траектории пуль, исходя из видеозаписи, которая есть в материалах дела. Кстати, нагрудных жетонов с видеокамерой, которая должна быть у каждого полицейского, в этот раз почему-то ни у кого не оказалось. Знаете, когда они увидели, кого расстреляли, они даже не сделали попытки оказать какую-то медицинскую помощь. Просто погрузили в какую-то грузовую машину и отвезли сразу в морг. Как говорится, «вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия». Я обычно настраиваю своих клиентов на примирительные процедуры, но в данном случае я как представитель потерпевших никого прощать не собираюсь. Чтобы эта ни за что расстрелянная семья мне потом не снилась. Это такое дело… кармическое… Нашей Конституции 30 лет, а нашим обычаям тысячи лет. Есть такое понятие – «қан жібермейді».
Судья на этом процессе – Зарина Жайляуовна Рахметова. На первом заседании Ринат Баймолда ходатайствовал о вызове на допрос бывшего начальника ДВД Алматинской области Серика Кудебаева (он сейчас сам находится под следствием). Судья Зарина Рахметова оставила этот вопрос пока открытым. Следующее заседание состоится 8 февраля в 10 утра.
Копирование, перепечатка и любое другое использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на azh.kz. Запрещено публиковать в пабликах ВК, Instagram.
ИСТОЧНИК:
Сайт газеты «Ак Жайык»
https://azh.kz/ru/news/view/89095
ПЕРВОИСТОЧНИК:
Страница в Facebook Ардак Букеевой