Суд в городе Жанаозене поздно вечером 21 ноября оштрафовал местную активистку Жадыру Досекееву (в документах суда — Жадра Досекеева. — Ред.) в общей сложности на 612 600 тенге (1325 долларов по текущему курсу).
Она обвинялась в «неповиновении требованию полиции», «вовлечении несовершеннолетнего в незаконную акцию протеста», «нарушении порядка организации и проведения мирных собраний, совершённом повторно в течение года после наложения административного взыскания».
Досекеева была задержана в понедельник, 21 ноября, у центральной площади Жанаозена, где развернула плакат с обращением к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву и словами «қанішер және қылмыскер» («душегуб и преступник»). Суд посчитал акцию протеста незаконным митингом.
Задержанную вместе с ней 41-летнюю Бакытгуль Куламанову, работницу градообразующего предприятия «Озенмунайгаз», суд постановил арестовать на семь суток по обвинению в «нарушении порядка организации и проведения мирных собраний». Срок ареста суд постановил исчислять с 20 часов трех минут 21 ноября.
Дела в отношении обеих активисток рассмотрел председатель Жанаозенского городского суда Бауыржан Токбаев.
Решения об административных взысканиях вынесены на фоне грядущей инаугурации Касым-Жомарта Токаева 26 ноября. Действующий президент, по данным ЦИК, набрал на прошедших досрочных выборах, которые он сам назначил, 81,3 процента голосов.
В начале месяца Жадыра Досекеева была задержана и оштрафована на 150 тысяч тенге после одиночной акции с требованием прекратить преследования в отношении Еркина Казиева из Алматинской области. Суд тогда учел, что Досекеева многодетная мать и у нее на иждивении имеются несовершеннолетние дети.
Полиция задержала двух жанаозенских активистов на следующий день после досрочных президентских выборов в Казахстане 20 ноября. Выборы состоялись через 10 месяцев после гибели по крайне мере 238 человек и задержания тысяч людей по всей стране во время массовых протестов, которые в ряде городов перетекли в насилие и кровопролитие. Президент Токаев приказал стрелять на поражение без предупреждения на улицах и воспользовался помощью войск возглавляемой Москвой ОДКБ. От пуль силовиков погибли десятки мирных жителей, не имевших отношения к протестам, в том числе дети. Сотни задержанных заявили о пытках, до смерти силовики запытали по крайней мере шесть человек. Призывы правозащитников к международному расследованию власти отвергли.
21 ноября Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ заявила, что выборам в Казахстане не хватало конкуренции, подрывалась прозрачность при подсчете голосов. Наблюдатели также отметили, что незарегистрированная оппозиционная группа «Алга, Казахстан!» (группа более восьми месяцев добивается регистрации. — Ред.) объявила о проведении 20 ноября мирных демонстраций против внеочередных выборов. Акиматы отказали в проведении мероприятий, получив уведомления, а организаторы и потенциальные участники были задержаны и подверглись административному аресту.
МИД Казахстана в тот же день выступил с заявлением, в котором назвал заключение наблюдателей «предвзятым».
Западные наблюдатели не признавали ни одни выборы в Казахстане свободными и справедливыми.
Токаев вскоре после закрытия избирательных участков в стране заявил, что выборы прошли «в соответствии с законом», по его словам, всем кандидатам были предоставлены «равные возможности», «ограничений не было», избирателям «была предоставлена свобода выбора». 22 ноября ЦИК заявила, что выборы прошли «в строгом соответствии национальному законодательству и международным обязательствам».
Закон о наказании за вовлечение детей в незаконные митинги Токаев подписал в 2019 году, вскоре после задержания тысяч людей на антиправительственных протестах в городах, участники которых выступали против досрочных выборов (тогда, по данным ЦИК, Токаев набрал почти 71 процент голосов) и их итогов.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»