Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) является созданной в 1993 году неправительственной, некоммерческой правозащитной организацией, продвигающей политические права и гражданские свободы в Казахстане и других странах.
В течение всех лет своей деятельности КМБПЧ предпринимало и предпринимает активные адвокационные усилия в поддержку преследуемых по политическим мотивам представителей оппозиции, гражданских активистов, правозащитников и независимых журналистов, в том числе публикуя десятки заявлений, информационных справок, аналитических записок и докладов, касающихся нарушений политических прав и гражданских свобод в нашей стране и других странах.
В этой связи КМБПЧ, продвигая международно признанную концепцию прав человека, признает за каждым человеком без дискриминации, независимо от социального статуса, места работы и должности, фундаментальные права, в том числе право на справедливый суд, включая стадию досудебного расследования.
Поэтому внимание нашей организации привлекли официально опубликованное 25 октября 2022 года Мнение Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям по поданному неуказанным в жалобе заявителем сообщению в интересах бывшего председателя КНБ РК Карима Масимова и распространенное в начале ноября 2022 года в социальных сетях и СМИ заявление бывшего начальника 5 Департамента КНБ РК Руслана Искакова, направленное в адрес Президента РК и правозащитные организации.
В обоих документах указывается на грубые нарушения международных стандартов справедливого судебного процесса.
В Мнении авторитетного учреждения, относящегося к Специальным процедурам ОНН, указывается на нарушения в отношении господина Масимова права знать, в чем лицо обвиняется, включая информирование семьи и общественности о сути обвинений, права на квалифицированную юридическую помощь по своему выбору, гарантий от произвольного задержания в части обоснования меры пресечения в виде содержания под стражей, права на контакты с семьёй, а также на возможно необоснованное использование режима совершенной секретности по этому делу.
В заявлении господина Искакова указывается на тенденциозность и предвзятость досудебного расследования, «фабрикацию» доказательств, отсутствие гарантированного международными обязательствами Республики Казахстан равенства и состязательности сторон обвинения и защиты, выдвигаются сомнения в объективности будущего судебного разбирательства, особенно если оно, как предполагается, будет закрытым.
В течение всего времени, прошедшего после «январских событий», наша организация и Правозащитный альянс в поддержку фундаментальных прав, участником которого КМБПЧ является, призывали к проведению независимого международного или «гибридного» расследования этих событий, с участием авторитетных международных и национальных экспертов, которое бы не было связано только с уголовно-правовой составляющей.
Такое расследование было бы важно для установления истинных причин этих трагических событий, их развития и роли должностных лиц и государственных органов, особенно правоохранительных, применения летального оружия и т.д. К сожалению, эти призывы остались не услышанными.
В этой ситуации и в связи с существенной информацией, указывающей на серьезные нарушения фундаментальных прав и свобод указанных выше лиц на свободу и личную неприкосновенность и на справедливый судебный процесс, мы призываем власти обеспечить максимальную открытость судебных разбирательств в отношении данных лиц, а также всех процессов по «январским событиям», соблюдение международных обязательств Республики Казахстан в отношении гарантий права на защиту, независимость и беспристрастность суда и обеспечение равенства и состязательности сторон.
Мы также напоминаем, что согласно статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (о праве на справедливый суд), ратифицированного Республикой Казахстан, являющегося частью национального права и имеющего приоритет по сравнению с уголовно-процессуальным законодательством РК, суды имеют право не допускать всю публику или часть ее по соображениям морали, общественного порядка (ordre public) или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, – при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия. В случае отсутствия таких исключительных обстоятельств разбирательство должно быть открытым для широкой публики, включая представителей средств массовой информации, и не должно, например, ограничиваться определенной категорией лиц.
Даже в тех случаях, когда публика лишена доступа на судебное разбирательство, судебное постановление, включая основные выводы, доказательства и правовую аргументацию, должно быть предано гласности за исключением ситуаций, когда интересы несовершеннолетних требуют иного или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.
При этом каждый раз, когда суд принимает решение о недопуске публики на судебное заседание, это должно касаться только случаев, когда рассматриваются документы или сведения, имеющие гриф «секретно» или «совершенно секретно», исключительность обстоятельств бесспорно доказывается в каждом случае, и целью не является сокрытие от общества важной общественно значимой информации или это связано с небеспристрастностью судебного разбирательства.
Международные гарантии права на справедливый судебный процесс касаются всех обвиняемых (подсудимых) по всем делам, в связи с чем мы призываем власти Казахстана строго следовать своим международным обязательствам в этой области.