Пока в Алматы готовятся к рассмотрению дела оппозиционного политика Жанболата Мамая, в Лондоне начала работу общественная комиссия по расследованию обстоятельства его уголовного преследования.
1 ноября состоялась пресс-конференция в формате телемоста Алматы – Лондон по делу политзаключённого Жанболата Мамая. С британской стороны на пресс-конференции выступили член палаты лордов британского парламента лорд Макдональд из Ривер-Главен и партнёр адвокатской конторы Bindmans LLP Тайаб Али, с казахстанской стороны – адвокат Ернар Кенжебаев и директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис.
Открывший пресс-конференцию Тайаб Али рассказал о создании неправительственной комиссии по расследованию обстоятельств задержания Мамая и обращения с ним в местах заключения. Комиссию возглавил лорд Макдональд, бывший глава Генеральной прокуратуры Соединённого королевства. Один из членов комиссии, депутат парламента Эндрю Митчелл, на днях выбыл из её членов ввиду назначения министром в новом составе британского правительства.
Тайаб Али рассказал, что 11 октября члены комиссии направили официальное письмо в посольство Казахстана в Лондоне с обращением к правительству РК на предмет оказания содействия в запланированном визите в Казахстан для посещения Жанболата Мамая и опроса ключевых свидетелей по его делу. Затем члены комиссии встретились 20 октября с представителями Казахстана в посольстве республики в Лондоне для обсуждения сложившейся ситуации. В настоящее время комиссия находится в процессе получения доказательств в отношении задержания Мамая и обращения с ним и другими политическими заключёнными.
Председатель общественной комиссии лорд Макдональд в своём вступительном слове подчеркнул, что у него нет никаких предубеждений относительно итогов предстоящего расследования:
– Мы обязуемся действовать открытым и справедливым образом, руководствоваться рациональным подходом, понимая всю серьёзность расследования, которое нам предстоит провести. Что касается объективности расследования, заверяю вас, что я никогда не делаю никаких предварительных заключений, приступая к работе. Мы планируем применять стандарты международного законодательства, работа будет выполнена объективным образом, – заключил Макдональд.
Адвокат Жанболата Мамая на предстоящем судебном процессе Ернар Кенжебаев описал историю задержания своего подзащитного, его первоначального ареста на два месяца, четырёх продлений срока содержания под стражей на протяжении восьми месяцев и передачи дела в суд. О предстоящем судебном процессе адвокатам Мамая сообщили 24 октября, но дата его начала пока неизвестна. Адвокат политика изложил содержание предъявленных его подзащитному обвинений, в том числе о недавней замене самого тяжкого из них (организация массовых беспорядков) на гораздо менее тяжкое (нарушение порядка проведения митинга). Все предъявленные Жанболату обвинения носят сугубо политический характер, – подчеркнул Ернар Кенжебаев.
– Казахстанское законодательство в принципе не запрещает проведение мирных собраний, критику решений и действий власти в целом и отдельных её представителей, а также сбор и распространение любой общественно значимой информации. В то же время казахстанское законодательство предусматривает наказание за нарушение порядка проведения мирных собраний, оскорбление представителя власти при исполнении им служебных обязанностей и распространение заведомо ложной информации. На этом противоречии как раз и строятся предъявленные Жанболату обвинения, а мы будем строить линию защиты, доказывая полностью законный характер его действий во всех инкриминируемых ему эпизодах, – говорит адвокат.
Правозащитник Евгений Жовтис напомнил о том, как в январе этого года массовые протесты во многих городах Казахстана переходили от социальных требований к политическим, а также о том, как силовое подавление мирных протестов перетекало в кровавые столкновения и разгром публичных зданий. Руководитель ведущей казахстанской правозащитной организации подчеркнул, что действия Жанболата Мамая в те дни были сугубо мирными и цивилизованными.
– Жанболат никого не призывал к поджогам зданий и нападениям на полицейских – наоборот, он сам в тот день подвергся нападению со стороны неустановленных следствием лиц и получил тяжёлую травму. Этот факт так и не получил правой оценки, вместо этого Мамая попытались обвинить в организации массовых беспорядков, добиваясь показаний против него от многих задержанных в те дни, в том числе и с применением к ним пыток. В конце концов это обвинение было и вовсе снято. При этом новое обвинении, которым его заменили, а равно и два оставшихся обвинения не выдерживают серьёзной критики, – говорит правозащитник.
Он также указал на упорное нежелание казахстанских властей расследовать законность применения оружия полицией и военными, наказать полицейских и сотрудников нацбезопасности, проводивших дознание и следствие в отношении задержанных и арестованных с применением пыток. Казахстанские власти также отказываются допустить международное расследование январских событий, что свидетельствует об их желании скрыть правду о кровавом Кантаре от собственных граждан.
– В преддверии досрочных президентских выборов или же сразу после них президент Токаев мог бы принять давно назревшие политические решения об освобождении всех политзаключённых, о регистрации всех политических партий и о пересмотре репрессивного законодательства, – подчеркнул Евгений Жовтис.
Среди заданных участникам пресс-конференции вопросов был и такой: «Почему рядовое уголовное дело пытаются перевести в политическую плоскость и почему члены британского парламента таким образом вовлекаются во внутренние дела Казахстана?»
Отвечая на этот вопрос, лорд Макдональд высказал допущение о том, что это и впрямь может быть обычное уголовное дело, но так это или нет, как раз и должно показать расследование.
– Нет никаких причин считать, что эти выводы уже определены сейчас. Если позиция Казахстана такова, что дело Мамая есть рядовое уголовное дело, то пускай государственные органы представят доказательства в поддержку этой позиции, а мы же рассмотрим эти свидетельства наряду со всеми другими, – сказал лорд Макдональд.
В свою очередь Тайаб Али добавил, что не считает начатое расследование вмешательством во внутренние дела Казахстана:
– На самом деле это поддержка вашей страны, направленная на то, что чтобы она стремилась к соблюдению взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека. Ну и потом, это дело самой страны, подписывать или не подписывать какие-то документы. Если подписывают, должны принять и ответственность, и то, что будут приниматься суждения, насколько действия властей соответствуют этим документам, – сказал юрист.
Солидарность с британским юристом выразил и Евгений Жовтис. Он особо подчеркнул, что соблюдение права человека не является внутренним делом страны, потому что сама природа прав и свобод экстерриториальна.
– Данное расследование есть нормальный способ попытаться в соответствии с международными стандартами сделать выводы, что у нас происходит. Это не вовлечение в уголовно-процессуальные вопросы, это обеспечение соответствия международным гуманитарным стандартам, и я не вижу в этом никакого нарушения.
В завершение пресс-конференции лорд Макдональд подчеркнул, что выводы комиссии непременно будут опубликованы, и тогда правительство Казахстана сможет решить, согласно оно с этими выводами или нет. Мы же от себя выскажем надежду, что к тому времени, когда это произойдёт, Жанболат Мамай уже будет на свободе, если только ожидаемый в ближайшее время судебный процесс по его делу пройдёт в соответствии с требованиями закона и принципами справедливости.