В Алматы начался первый пост-январский процесс по убийству гражданского лица сотрудником силовых или военных органов.
Военным судом Алматинского гарнизона рассматривается уголовное дело по факту убийства пастуха из Талдыкоргана – Ерназара Кырыкбаева 5 января 2022 года. Он вышел
из дома, чтобы посмотреть скот, пасущийся близ воинской части на окраине Талдыкоргана, и пропал. Исчезла и его лошадь. Позже выяснилось, что обоих застрелили военные. Тело погибшего отдали семье только через неделю. Ерназару было 24 года, у него остались супруга и пять детей.
Ерназар Кырыкбаев оказался одной из многочисленных жертв кровавого января, оказавшихся не в то время, не в том месте. В протестах молодой человек не участвовал, и даже политикой особо не интересовался.
По словам представителя потерпевшей стороны Бердена Кадыра, военнослужащий контрактник Марк Злуянев, подозреваемый в расстреле пастуха, не признал вину. Однако же Кадыр утверждает, что показания свидетелей и экспертиза показывают: Злуняев виновен. Попавший под обстрел Кырыкбаев не направлялся в сторону военной в части, он шел сам по себе. Все пять пуль, попавшие в мужчину, говорят о том, что в него стреляли не спереди, а сбоку -уточняет адвокат.
Важный момент в этом деле. Уголовное дело было начато по статье «Убийство», но позже статью переквалифицировали на менее тяжкую – ст. 362 УК РК «Превышение власти», так что даже в случае вынесения обвинительного приговора, у Злуняева есть все шансы попасть под объявленную амнистию.
20 октября 2022 года состоялось первое судебное заседание. Подошедшим к началу процесса журналистам председательствующий судья Абдул не разрешил участвовать на заседании, сославшись на то, что сторона обвиняемого выступает против. В итоге СМИ разрешили присутствовать лишь на первых минутах процесса.
В начале заседания был поднят вопрос о мере пресечения Марка Злуняева. Адвокат потерпевшего просил суд взять его под стражу, однако прокурор Данияр Естеуов заявил, что тот соблюдает подписку о невыезде. Судья поддержал прокурора.
Допрос свидетелей начался с четверых из шести заявленных свидетелями служащих десантно-штурмовых войск, базирующихся в Талдыкорганае– сослуживцев Злуняева. Основной темой допроса стали условия, при которых военным разрешается открывать огонь. Командир роты сказал, что Кырыкбаев (без оружия) шел в охраняемую зону – это расценивается как угроза. На вопрос адвоката в чем проявлялась реальная угроза, начальник Злуняева пояснить не смог
Примечателен вопрос, заданный адвокатом подсудимого Гульнарой Валимовой. Она попросила свидетеля рассказать о событиях, предшествующих роковым выстрелам. О том, как в Талдыкоргане произошло противостояние протестующих с полицией и военными, и обоюдной ненавистью. Однако, в этот момент судья остановил свидетеля, поскльку вопрос, на его взгляд, отношения к делу не имел. Хотя, возможно именно возникшая ранее агрессия могла проявиться на следующий день в виде выстрелов по безоружному человеку.
Зато на вопрос защитника потерпевшего, когда принято стрелять по уставу, показания свидетелей разошлись. Так, командир роты сказал, что для открытия огня достаточно направления в сторону запрещенной зоны или явного нападения. По версии же, сержанта 3-го класса, огонь открывают при явном нападении, без упоминания направления в запрещенную зону.
Следующее заседание на значено на 3 ноября.
Во время январских событий официально погибло 238 человек, из них 19 полицейских или военных.
ФОТО: предоставлено семьей Ерназара Кырыкбаева радио «Азаттык»