Анонимный телефонный звонок с абсурдными и неосуществлённой угрозой послужил поводом для визита полицейских на дом к известной журналистке и вызова её на допрос. А вот хакерский взлом сайта другой известной журналистки и размещение на нём неустановленными взломщиками непристойных и оскорбительных постов – не повод для возбуждения уголовного дела.
В конце прошедшей недели известный казахстанский журналист Динара Егеубаева оказалась в сфере внимания алматинской полиции, а через это также и журналистской и правозащитной общественности. Чуть ранее известной журналист и общественный деятель Гульжан Ергалиева сама обратилась в полицию, а теперь получила весьма интересный ответ на своё обращение.
К ведущей собственный ютуб-канал Динаре Егеубаевой на дом явились два офицера из Медеуского районного управления полиции. Они сообщили журналистке о том, что днём ранее на телефон 102 поступил звонок с неизвестного номера от неустановленного лица. Звонивший утверждал, что якобы заложил бомбу в квартиру Егеубаевой и намерен взорвать её, если она в течение получаса не принесёт ему публичных извинений. За что именно требуется извиниться, журналистке осталось непонятным, а по указанному звонителем адресу Динара не проживает уже двадцать лет. Ну и, как это чаще всего бывает со звонками таких вот телефонных террористов, никакого взрыва не произошло и никакого взрывного устройства в квартире обнаружено не было.
Тем не менее полицейские вручили Динаре повестку с предписанием явиться на допрос в Медеуский РУП в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному в отношении неустановленного лица по факту заведомо ложного сообщения об акте терроризма. На допросе свидетельницу попросили опознать голос на аудиозаписи, чего она сделать не смогла. В завершение допроса старший из полицейских заверил Динару в том, что визит в ней его подчинённых и вызов на допрос не имеет ни малейшего отношения к её профессиональной деятельности и политическим убеждениям.
Данное утверждение, само по себе вполне разумное и правильное (разумеется, если оно соответствует действительности) могло быт ответом на опубликованное Динарой после визита к ней полицейских обращения к коллегам по цеху с просьбой морально поддержать её, собравшись у здания Медеуского РУПа. На этот призыв откликнулись полтора десятка журналистов и активистов, обратившись к которым Динара поделилась своими опасениями о запущенной против неё провокации (нам ли не знать, как легко свидетелей переводят в подозреваемые) в связи с тем, что в своих программах на канале она регулярно освещает темы Кантара и пыток задержанных по январским делам, войны в Украине (журналистка только что вернулась из Киева, где взяла интервью у ряда известных деятелей сражающейся страны), а теперь и досрочных президентских выборов.
Эту тематическую триаду «Кантар – Украина – досрочные выборы» могла бы изложить в качестве презентации своего ютуб-канала El meadia известный журналист и общественный деятель Гульжан Ергалиева. Её дом или офис пока что никто не минировал, но сам канал недавно подвергся атаке другого рода: в один прекрасный день интернет-ресурс был взломан неизвестными хакерами, а место реального контента заняли тексты с оскорблениями в адрес Ергалиевой и порнографические граффити. Одновременно с этим на сайтах коммерческих объявлений появились тексты об оказании сексуальных услуг с домашним телефоном Гульжан Хамитовны.
По поводу взлома сайта и диффамационной атаки Гульжан Ергалиева обратилась с заявлением в полицию и получила заверения в том, что по указанным ею фактам возбуждено уголовное дело и проводятся следственные действия. Принесли ли они какие-либо результаты, журналистов не извещали, довольно долгое время о ходе дела им ничего не было известно, покуда 14 сентября в адрес Ергалиевой не пришло письмо из Медеуского РУПа. В ней за подписью начальника управления сообщалось, что по возбужденному в отношении неустановленных лиц уголовному делу не было выявлено каких-либо признаков уголовного или административного правонарушения.
При этом в полученном Ергалиевой ответе ничего не говорилось о прекращении уголовного дела, коль скоро не выявлено предмета для него. Когда же Гульжан Хамитовна обратилась по этому поводу в вышестоящий полицейский орган, а именно департамент полиции города Алматы, то там ей ответили, что дела никто не прекращал и следственные действия по нему продолжаются.
Вот такие «движняки» на стыке полицейско-следственной и медийно-политической сфер происходят в южной столице Казахстана в середине первого осеннего месяца года двух двоек. В этой связи можно только гадать о том, как будут развивать события ближе к середине политической осени-2022.