Двое братьев – жителей Семея находятся в следственном изоляторе в связи с Кровавым январем. Когда же следствию не удалось найти ни одного подтверждения их вины и вынуждено было прекратить производство, в тот же день прокуратура придумала новое обвинение.
14 января в Семее Чингиза и Рината Альпиевых «взяли» полицейские в связи с подозрением в участии в январских событиях. Подозрения, по всей видимости, базировались на единственной улике – оба брата – верующие мусульмане и по этой причине носили бороды.
Жибек Альпиева, супруга Чингиза, представила правозащитной Facebook-группе #IHaveAChoiсe#ActivistsNotExtremists#NotTerrorists видеорассказ. Ни ее супруг, ни его брат во время протесов даже не выходили из дома. Тем не менее, как и сотни других задержанных их подвергли пыткам, требуя признания в участии в массовых беспорядках. Параллельно им, опять же как и сотням других, угрожали длительными сроками в качестве наказания за отказ признаться в том, чего они не делали. Наконец, следователь пытался принудить Рината дать ложные показания на своего брата. Не добившись лжесвидетельствования, Рината вновь подвергли избиениям, так что потребовалась медицинская помощь.
Помимо пыток, угроз и принуждений никаких иных следственных действий полицейские не проводили.
– В течение нескольких месяцев суд продлевал их арест, не имея на то никаких оснований, – говорит женщина.
Отказ идти на поводу полиции и подписывать процессуальное соглашение через признание вины завершился для братьев неожиданно: 1 июня руководитель следственной группы спецпрокурор Д.Мустафин постановил прекратить уголовное дело по обвинению в «участии в массовых беспорядках» за отсутствием состава преступления. Однако поскольку репрессивная машина уже была запущена и пришлось бы отвечать за незаконное привлечение людей, удержание за решеткой и пытки, прокурор нашел выход. Тот же прокурор в этот же день придумал новое обвинение: пропаганда терроризма (статья 256 часть 2).
Теперь оба брата продолжают находиться в следственном изоляторе, но уже по религиозным убеждениям.
– На сегодняшний день мы с Чингизом воспитываем дочь, которая с детства инвалид. У Рината трое малолетних детей и недавно новорожденный умер во время родов. Сейчас супруга его находится в реанимации. Все это, я считаю, последствия перенесенного стресса, связанного с произвольным арестом, – говорит Жибек Альпиева.
Подобно множеству казахстанцев, давно уже переставших доверять своему государству, Жибек Альпиева апеллирует к депутатам Европарламента, надеясь, что они смогут потребовать от властей Казахстана провести честное расследование январских событий, освободить невиновных и прекратить произвол, плавно перешедший из старого Казахстана в так называемый новый.