Дело о пытках передано в Антикоррупционную службу по городу Алматы в отношении сотрудников СИЗО.
Болеющий с детства шизофренией подвергся пыткам в стенах следственного изолятора города Алматы за преступление, которое не совершал, заявляет член общественного объединения «Мы против пыток» Бауыржан Мусин, передает корреспондент Total.kz.
«Сейчас защищаю осужденного, который отбывает наказание в поселке Заречный Алматинской области. Он с детства болеет шизофренией. В разном возрасте эта болезнь может проявляться по-разному. Сейчас у него стадия галлюцинации. В СИЗО Алматы он был избит в 2019 году, ему сломали 11 ребер, чтобы выбить признание, а потом писали, что он сам упал с кровати и сломал ребра. Сокамерники не давали ему спать и потом повторно избили в 2019 году и в 2020-м. Два года дело не расследовалось», — сообщил Бауыржан Мусин.
На сегодняшний день, по его словам, правозащитникам удалось добиться надлежащего расследования и передачи уголовного дела в Антикоррупционную службу по городу Алматы в отношении сотрудников, а в отношении сокамерников в отдел полиции УП Турксибского района ДП города Алматы под контролем прокуратуры.
«Круг подозреваемых сейчас следствие устанавливает. Тогда же после избиения он был в тяжёлом состоянии. И не мог опознать. Он был настолько запуган и боялся. В первый раз, когда подвергся избиениям, ему сломали 11 ребер», — уточнил член ОО «Мы против пыток».
Правозащитник добавил, что в 2020 году его подзащитного осудили по статье 124 Уголовного кодекса РК (Развращение малолетних), несмотря на отсутствие доказательств и исчезновение вещдоков, свидетельствующих о его невиновности. Сейчас он находится в поселке Заречный в РГУ ЛА-155/14 КУИС МВД РК. До этого 9 месяцев лечился с диагнозом шизофрения в республиканской психиатрической больнице для осужденных.
«В целом он подлежит освобождению по состоянию здоровья. Но чтобы этого не делать, ему меняют на бумагах диагноз, пишут, что нет шизофрении, несмотря на две подтверждающие экспертизы. После лечения направили в лагерь, но болезнь никуда не ушла и галлюцинации остались. Он не может себя защитить, неправильно воспринимает происходящее, не получает должный медицинский уход. Это же пытка над больным человеком. По этим обстоятельствам тоже идет соответствующее разбирательство», — объяснил Бауыржан Мусин.
Проблематику противоправных действий и прав человека в служебных помещениях полиции и пенитенциарной системе поднимал глава государства Касым-Жомарт Токаев на одном из заседаний Национального совета общественного доверия (НСОД) в 2021 году. Тогда президент отмечал, что действующая система видеонаблюдения не в полной мере обеспечивает мониторинг происходящего в стенах этих заведений.
«Многие места в них все еще остаются вне поля зрения. Нужно пересмотреть концепцию видеоконтроля деятельности правоохранительных органов, особенно в части устранения факторов, способствующих укрытию противоправных действий», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
В 2022 году после январских событий в своем послании президент повторно поднял вопрос, сказав, что важно внедрить системный подход в расследовании преступлений, связанных с пытками.
«На сегодняшний день конкретный орган, ответственный за это направление, отсутствует. Подобная практика чревата определенными рисками. Поэтому предлагаю закрепить эти функции за Генеральной прокуратурой. Такой подход позволит обеспечить объективность и беспристрастность следствия, утвердит неотвратимость наказания за произвол в правоохранительной сфере», — резюмировал Токаев.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание Total.kz