Через пять месяцев после того, как сотни людей подверглись пыткам и другим формам жестокого обращения в связи с массовыми протестами, прокатившимися по Казахстану в январе 2022 года, жертвы пыток и их семьи так и не добились справедливого правосудия. В Международный день в поддержку жертв пыток, объявленный Организацией Объединенных Наций (ООН), Коалиция НПО Казахстана против пыток (Коалиция против пыток) и Международное партнерство по правам человека (МППЧ) призывают правительство Казахстана отреагировать на призывы жертв пыток к справедливому правосудию, обеспечить эффективное расследование их дел, привлечение виновных к ответственности в рамках справедливого судебного разбирательства и выплату компенсации всем пострадавшим.
В январе 2022 года тысячи людей собрались по всему Казахстану, требуя социальных и политических перемен в ходе преимущественно мирных акций протеста. 7 января 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отдал приказ сотрудникам правоохранительных органов и вооруженных сил «стрелять на поражение без предупреждения», назвав протестующих «бандитами» и «террористами», и объявил «антитеррористическую» операцию. По данным Генпрокуратуры Казахстана, по состоянию на 14 марта 2022 года, в ходе январских событий в Казахстане было убито 230 человек, в том числе 19 сотрудников спецслужб, тысячи получили ранения. В ходе усиленных операций по обеспечению безопасности произошло задержание более 10 000 человек, многие из которых не были причастны к насильственным или незаконным действиям и осуществляли свое право исключительно на мирный протест. Широко распространены вызывающие тревогу утверждения о применении пыток и жестокого обращения в отношении многочисленных задержанных. По официальным данным восемь человек скончались в заключении после задержания в связи с январскими событиями.
6 января 2022 года Даулет Мухажанов, активист гражданского общества, принимал участие в демонстрации на центральной площади г. Семей, города на востоке Казахстана, когда сотрудники органов правопорядка открыли огонь по протестующим. Участники протеста стали разбегаться в панике, а Мухажанов остановился, чтобы помочь девушке, которая упала на землю, но получил огнестрельное ранение в позвоночник. Впоследствии ему сделали операцию, но он остался парализованным и сейчас находится в инвалидном кресле. Сообщается, что во время лечения в больницу приезжали сотрудники полиции и пытались его задержать, но медицинский персонал отказался его выдать. Когда Мухажанов был выписан 17 января, его сразу же доставили в местный отдел полиции для допроса, и в настоящее время он рассматривается как свидетель в рамках продолжающегося расследования январских событий.
Неспособность эффективно расследовать заявления о пытках
Во время январских событий 2022 года неправительственные и межправительственные организации призывали к сдержанности и оперативному и эффективному расследованию заявлений о чрезмерном применении силы сотрудниками силовых структур и других правоохранительных органов. Например, несколько спецдокладчиков ООН и других экспертов ООН призывали правительство Казахстана «прекратить бесконтрольное применение силы» и «обеспечить проведение независимого расследования применения силы государством против протестующих, основанного на соблюдении прав человека». 7 марта Мишель Бачелет, Верховный комиссар ООН по правам человека, повторила это обращение на 49-й сессии Совета ООН по правам человека, призвав к тщательному и независимому расследованию январских событий.
3 марта 2022 года Президент Токаев поручил Генеральной прокуратуре провести углубленное расследование январских событий, заявив, что крайне важно обеспечить в ходе расследования верховенство закона и соблюдение прав граждан. Президент подчеркнул, что пытки и жестокое обращение должны быть искоренены, а Генеральной прокуратуре следует внести предложения по ужесточению наказания для должностных лиц, прибегающих к бесчеловечному обращению с задержанными.
На пленарном заседании парламента, состоявшемся 14 марта 2022 года, Генеральный прокурор Казахстана заявил, что в связи с событиями января 2022 года в органы прокуратуры поступило 301 заявление о пытках, жестоком обращении и «незаконных методах расследования», по таким заявлениям возбуждено 243 уголовных дела[1]. Насколько нам известно, многие потерпевшие не обращались с жалобами в органы власти из-за страха перед последствиями и недоверия к системе уголовного правосудия, поэтому считается, что количество предполагаемых нарушений значительно превышает количество официально зарегистрированных жалоб. Например, активист Даулет Мухажанов сообщил казахстанской службе «Радио Свободная Европа»/«Радио Свобода» (РСЕ/РС), что он не обращался в полицию с заявлением о полученных ранениях, так как не верит, что это приведет к привлечению виновных к ответственности.
На сегодняшний день известно, что только девять должностных лиц были задержаны в связи с заявлениями о пытках или других формах жестокого обращения; восемь из которых являются офицерами Комитета национальной безопасности и один сотрудник полиции. Сообщений о применении досудебных мер пресечения в отношении других должностных лиц, подозреваемых или обвиняемых в применении пыток, не поступало.
По словам правозащитников, многие жертвы пыток или жестокого обращения не имели доступа к механизмам подачи жалоб, пока находились в следственных изоляторах, и во многих случаях медицинские работники не регистрировали их травмы. В тех случаях, когда потерпевшие могли подать жалобы, они не всегда регистрировались в Едином реестре досудебных расследований.
В тех случаях, когда начинали расследование, оно, как сообщается, часто было неэффективным, и во многих случаях не проводились судебно-медицинские экспертизы.
На момент подготовки настоящего обращения органы власти закрыли расследования по восьми делам, мониторинг которых проводила Коалиция против пыток, заявив, что они не нашли доказательств совершения преступления. Коалиция будет обжаловать эти решения, поскольку официальные власти не привели никаких объяснений того, как они пришли к такому выводу, и какие следственные действия были предприняты.
Одним из таких случаев является дело Аслана Джамалиева из г. Уральск в западном Казахстане. В ночь с 4 на 5 января 2022 года по пути на мирную акцию протеста в центре города Аслана задержали трое сотрудников полиции, которые затолкали его в автозак, как сообщается, без объяснения причин. В фургоне трое других сотрудников полиции избивали, пинали и били Аслана по голове, ногам и другим частям тела, в том числе полицейской дубинкой. Также они оскорбляли его и говорили: «Ты сейчас умрешь». По прибытии в Управление полиции г. Уральска другие сотрудники полиции отвели Аслана в кабинет на втором этаже, который, по словам Аслана, был оборудован камерами видеонаблюдения. Сообщается, что там под давлением они заставили его подписать какие-то неизвестные, по его словам, документы, прежде чем отпустить домой. Ему вернули мобильный телефон, но стерли всю информацию, которая там была. 5 января Аслан зарегистрировал свои травмы у врача, который зафиксировал синяки и гематомы на его голове и затылке. Адвокат Аслана, сотрудничающий с Коалицией против пыток, сообщил о пытках в областную прокуратуру, которая направила заявление в местную Антикоррупционную службу. Дело было зарегистрировано по статье 146 ч. 2 УК РК («Пытки»). Однако, спустя три месяца, 6 апреля, Аслан получил СМС-сообщение из прокуратуры, в котором сообщалось, что это уголовное дело прекращено «за отсутствием состава преступления». Адвокату Джамалиева не была предоставлена копия самого решения и под разными предлогами было отказано в доступе к материалам дела.
Отсутствие тщательной судебно-медицинской экспертизы
Коалиция НПО против пыток и МППЧ обеспокоены тем, что власти Казахстана не провели тщательных судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертиз по заявлениям о пытках и других формах жестокого обращения в связи с событиями января 2022 года. Хотя во многих случаях проводились судебно-медицинские экспертизы, те экспертизы, о которых нам известно, совершенно не соответствовали международным стандартам. По данным Коалиции против пыток, судебно-медицинские экспертизы были назначены в 52 из 69 дел о пытках и других видах жестокого обращения, которые внимательно отслеживала Коалиция, и которые были зарегистрированы в Едином реестре досудебных расследований официальных властей.
Несмотря на то, что Ербол Турекулов добровольно пошел в полицию, чтобы сдать оружие, которое он подобрал во время акций протеста 6 января 2022 года, он был задержан и вместе с группой задержанных, как сообщается, подвергался издевательствам, избиениям и был вынужден сидеть под столом в Коксуйском РОВД Алматинской области. Сообщается, что сотрудники полиции раздевали задержанных догола и били их по половым органам до крови, а также, как сообщается, подвергали некоторых из них сексуальному насилию, снимая это на камеру и угрожая распространить видео в колонии, где они будут отбывать наказание, что означает, что они, вероятно, будут подвергаться там дальнейшим домогательствам. Сообщается, что, несмотря на травмы, задержанным было отказано в доступе к медицинской помощи. 24 февраля Турекулов подал жалобу о пытках, а 15 марта была проведена судебно-медицинская экспертиза. МРТ-обследование подтвердило, что у Турекулова сломаны ребра. Впоследствии была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, но очень поверхностно. Осмотр проходил в здании антикоррупционной службы и длился не более 15-20 минут. На тщательное обследование в соответствии с международными стандартами требуется нескольких часов. В начале июня Коалиция против пыток смогла организовать независимую судебно-медицинскую экспертизу, которая установила наличие посттравматического синдрома и причинно-следственную связь между телесными повреждениями и пытками, которым подвергался потерпевший.
Для справки:
Дата 26 июня знаменует собой вступление в силу Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Хотя Казахстан является участником договора с 1998 года и обязался принимать эффективные меры по предотвращению пыток и противодействию им, эта незаконная практика по-прежнему применяется и является широко распространенной проблемой в стране.
По официальной информации, Генпрокуратура ежегодно регистрирует несколько сотен заявлений о пытках и других формах жестокого обращения.[2] Безнаказанность виновных остается нормой, поскольку лишь около двух процентов всех дел доходят до суда.
Нынешняя система расследований заявлений о пытках и жестоком обращении неэффективна и является причиной низкого уровня успешного судебного преследования. В подавляющем большинстве случаев заявления своевременно не расследуются, и к моменту начала следствия доказательства жестокого обращения часто уже не видны. Официальные власти не создали независимый механизм расследования, что означает, что большая часть расследований не проводится беспристрастно и эффективно.
Для получения дополнительной информации о событиях января 2022 года, а также о пытках и жестоком обращении в Казахстане см.:
Совместная публикация МППЧ и Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ), «Казахстан: сообщения о массовых нарушениях во время «Кровавого января», 10 марта 2022 г.:
Совместное заявление МППЧ и Коалиции НПО Казахстана против пыток, «Казахстан: жертвы пыток пытаются добиться справедливости после событий января 2022 г.»:
Совместная публикация МППЧ и Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ), «Казахстан: Гражданское пространство ограничено продолжающимися последствиями событий января 2022 г.», 2 мая 2022 г.:
Открытое письмо МППЧ, «Правозащитные НПО в Казахстане подверглись давлению из-за своей работы над событиями января 2022 г.», 2 мая 2022 г.:
[1] По состоянию на 17 мая 2022 года Коалицией против пыток было зарегистрировано 164 сообщения о пытках и других видах жестокого обращения в связи с событиями января 2022 года, затрагивающих как мужчин, так и женщин, а также детей – в 13 случаях. Из них 69 дел были зарегистрированы в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДС) по ст. 146 УК РК («Пытки»); три дела были зарегистрированы по статье 362 («Злоупотребление служебным положением»), а четыре заявления расследовались без регистрации в ЕРДС.
[2] См., к примеру: https://www.gov.kz/memleket/entities/prokuror/press/events/details/622?lang=en
www.iphronline.org/mezhdunarodnyj-den-v-podderzhku-zhertv-pytok-kazahstan-2022.html