На крупнейшей кондитерской фабрике отреагировали на появление статьи о несчастном случае на производстве. Реакция, правда, оставила двойственное впечатление.
22 июня в интернет-издании Orda.kz был опубликован журналистский материал Айши Кутубаевой «В компенсации отказано: сотруднице фабрики «Рахат» оторвало руку на производстве». Статья была перепечатана с указанием источника и автора в разделе «Из других источников» на сайте Бюро по правам человека 24 июня, поскольку описанная в там история относится к тематике нарушения трудовых прав граждан, отслеживаемой организацией наравне со нарушениями прав человека в других сферах жизни. Исегодня на электронную почту одной из сотрудниц Бюро пришел пресс-релиз от пресс-службы АО «ЛОТТЕ Рахат», датированный 24 июня.
Для тех, кто не читал публикацию «Орды» или её перепечатку на нашем сайте, поясним, что АО «ЛОТТЕ Рахат» владеет старейшей в Алматы кондитерской фабрикой «Рахат», издавна хорошо известной жителям южной столице и в целом казахстанцам. В этой связи вполне логично звучит в первых строках пресс-релиза сообщение о том, что АО «ЛОТТЕ Рахат» как любая крупная компания внимательно отслеживает ситуацию, которая складывается вокруг предприятия в информационном пространстве.
Далее авторы пресс-релиза пересказывают содержание заметки о происшедшем на кондитерской фабрике в декабре 2021 года несчастном случае с работницей Азой Долгиевой, которая получила производственную травму и лишилась части руки. Этот факт авторы пресс-релиза не отрицают, но оспаривают сообщение о дальнейшем ходе дела: «в СМИ и соцсетях распространяется версия о том, что бывшая сотрудница судится с огромной компанией, но компания отказывается компенсировать моральный вред и купить пострадавшей протез».
По этому поводу руководство компании заявляет, что «эти сведения не соответствуют правде, поданы однобоко и не отражают истинного положения дел».
В чём конкретно заключается несоответствие, неотражение и однобокость, говорится в следующей части пресс-релиза, однако предложенное там описание дела звучит несколько противоречиво. Сначала говорится о том, что компания «не уклонялась и не уклоняется от своих обязательств перед Долгиевой А.А. и не отказывалась и не отказывается их исполнить», хотя «судебных исков к нам подано не было, соответственно Долгиева А. с компанией не судится». Однако чуть ниже читаем о том, что «15.02.2022 в адрес АО «ЛОТТЕ Рахат» была направлена досудебная претензия с требованиями о возмещении Долгиевой А.А. расходов по оплате протезно-ортопедического изделия, а также суммы морального вреда».
Здесь возникает небольшой лингвистический вопрос о том, включает ли понятие «направить досудебную претензию» в понятие «судиться». На наш взгляд, вполне себе включает, на взгляд авторов пресс-релиза, по-видимому, не включает. В подтверждение этого они сообщают о направлении компанией 3.03.2022 ответа на досудебную претензию, в котором со ссылкой на статью 159 Трудового кодекса РК говорилось, что индивидуальные трудовые споры подлежат обязательному рассмотрению согласительной комиссией. И далее сообщается, что 29.03.2022 эта комиссия рассмотрела претензию Долгиевой к работодателю и внесла решение об отказе в удовлетворении её требований по возмещению расходов.
О каких-либо дальнейших событиях по этому делу, происходивших в течение последних трёх месяцев, авторы пресс-релиза не сообщают. По логике повествования получается, что Долгиева не стала оспаривать отказное решение согласительной комиссии в суде, поскольку «компания сохраняет за ней место работы, а с момента получения травмы ей оплачивается больничный лист в полном объёме (100% от средней заработной платы), также ей была оказана материальная помощь для первоначальных нужд в размере 1 000 000 тенге в соответствии с коллективным договором. Дополнительно она будет получать ежемесячные страховые выплаты, точный размер которых будет определен страховой компанией».
Пресс-релиз завершается общим заявлением о том, что компания «ведёт политику открытости в отношениях с прессой, мы всегда прислушиваемся к конструктивной критике и готовы к диалогу», но в то же время «компанией будут предприняты меры в защиту деловой репутации, и распространители порочащих сведений будут привлечены к ответственности». Осталось уточнить, где в случае с данной публикацией они видят конструктивную критику, а где распространение порочащих сведений.
Нам же представляется, что если изложенное в пресс-релизе по поводу компенсации в самом деле обстоит именно так, то здесь и вправду не приходится говорить об отказе в компенсации за оторванную руку.
Но в таком случае правильнее было бы сказать, что пресс-служба компании «ЛОТТЕ Рахат» не опровергла заметку журналиста интернет-издания Orda.kz в принципе, а информационно дополнила её, в связи с чем мы сочли необходимым дополнить этой публикацией ту перепечатку четырёхдневной давности. И на этом данный информационный спор неплохо бы считать исчерпанным, не давая ему перерасти в судебный.
ФОТО: Liter.kz