Дело 21-летнего жителя Тараза Даулена Рашидулы было направлено в суд по статье 287 УК – «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».
По версии следствия, утром 17 января этого года он нашел автомат Калашникова и травматический пистолет, а затем спрятал их в тайник неподалеку от своего дома. Вечером того же дня во время случайной встречи с двумя оперативниками из управления по противодействию экстремизму ДП он якобы рассказал им о находке и выдал оружие.
После этого парня забрали в полицию, а через несколько дней он был арестован и заключен в СИ-13, просидел он там около трех месяцев.
Забегая вперед, скажем, что на свободу он вышел только 29 апреля – в день оглашения приговора судьей Таразского уголовного суда Светланой Дмитриевой, которая признала его невиновным.
Молодой человек, его защитники, многие свидетели рассказали свою версию, которая нашла подтверждение в суде.
Так, через несколько дней после январских событий Даулен и четверо его друзей, которые являются свидетелями, находились во дворе его дома. К ним приехал их общий знакомый некий Еркебулан Рахметулла, который вынул из багажника своего авто пакет. Из него торчал ствол автомата. Позже выяснилось, что в нем находился еще и травматический пистолет. Затем Еркебулан сказал юношам, что это его оружие, после чего спрятал пакет в отверстии в фундаменте дома. Друзья посоветовали ему сдать оружие в полицию. Но Еркебулан не стал их слушать и уехал. Спустя некоторое время молодые люди, согласно их показаниям в суде, подумали, что тот уже забрал свой пакет, и даже не вспоминали про этот случай.
Примерно через неделю, 17 января, когда Даулен находился со своими тремя друзьями, ему позвонил Еркебулан и попросил встретиться. Они обговорили время и место. При этом последний стал задавать странные вопросы: «С кем ты находишься? Какая у вас автомашина, какого она цвета?». А примерно через 2-3 минуты к автомашине, в которой он с друзьями ожидал Еркебулана, подбежали двое мужчин в медицинских масках, направили на них пистолеты и приказали всем выйти из автомашины. Это были оперативники. Узнав, кто из них является Дауленом Рашидулы, они посадили его в свой автомобиль и увезли в полицию. Друзьям же приказали ждать приезда экипажа полиции, но никто не приехал и молодые люди разъехались по домам.
По словам Даулена, полицейские угрожали ему, требуя, чтобы он подписал документы, подтверждающие версию полицейских. Позже в суде он расскажет, что оговорил себя, дав первоначальные показания под давлением.
Стоит отметить, что Даулен, находясь в изоляторе, написал заявление по пыткам, которое рассматривала местная Антикоррупционная служба, но ввиду недостаточности доказательств расследование прекратили.
Адвокат Даулена Светлана Якубова рассказывает, что даже если все было так, как указано в версии следствия, то его должны были бы освободить от уголовной ответственности за добровольную сдачу оружия согласно примечанию к этой уголовной статье. Это же указала в приговоре и судья Светлана Дмитриева.
– Даже при указанных обстоятельствах, поддерживаемых в суде стороной обвинения, в действиях подсудимого признаков уголовного правонарушения, предусмотренного ст.287 ч.2,3 УК, не усматривается, в связи с чем органу уголовного преследования надлежало уголовное дело в отношении Рашидұлы Д. прекратить в связи с добровольной выдачей оружия еще на стадии досудебного расследования, – говорится в вердикте судьи.
Мать парня Расима Амандосова, профессор, доктор педагогических наук, является его общественным защитником. Женщина рассказала, что ее сын никогда не привлекался к ответственности, рос в благополучной семье, в достатке, учился в университете. Правда, после ареста его отчислили.
– Можно сказать, что он домашний мальчик, – рассказала женщина. – Естественно, после такого прессинга со стороны полицейских, угроз, что ему дадут срок, он испугался и написал так, как ему сказали. Притом в самом начале у него не было адвоката. Но уже в следственном изоляторе он понял, что там сидят такие же люди, как он сам, перестал бояться и стал давать правдивые показания.
По ее словам, причастность Даулена к преступлениям во время январских событий не была установлена. Такой ответ предоставил руководитель МСОГ – помощник генпрокурора Аблаканов на ее запрос.
Расима Амандосова сообщила Ratel.kz сведения, подтверждающие версию ее сына, которые в том числе взяла за основу и судья при вынесении приговора. Так, 16 января, за день до задержания, Даулен со своей невестой находился в гостинице – с вечера до обеда следующего дня. Это подтвердила администратор гостиницы. Суду также были представлены квитанция из приложения kaspi по оплате номера и напитков из бара заведения, копии журнала учета клиентов, выписки из заказа такси во время возвращения из отеля днем 17 января. По ее словам, он не мог обнаружить оружие ранним утром 17 января, как утверждало следствие.
Судья по ходатайству защиты направила запрос операторам сотовой связи для предоставления сведений по биллингу и геолокации смартфонов полицейских, ее сына и свидетелей по делу, что не сделали во время расследования полицейские. Полученные данные опровергают показания оперативников, которые они дали в суде. Это опять же признала и судья.
Адвокат Светлана Якубова также сообщила Ratel.kz, что из уголовного дела пропали вещественные доказательства.
– В деле множество нарушений, – р ассказала юрист. – Во время следствия не проводили дактилоскопическую экспертизу. Потожировые следы с оружия и смывы с рук Даулена сделали, но из дела они пропали. Следователь сказал, что они были приложены к уголовному делу, а в суде дознаватель сообщил, что он не получал смывы с рук. Если бы эти вещественные доказательства были в деле, мы бы легко смогли доказать, что Даулен не имеет отношения к оружию. Там были чьи угодно следы, но только не его. В постановлении о признании в качестве вещдока оружия написана фамилия следователя, а перед ней стоит должность «Дознаватель». При этом нет подписи. В суде об этом мы спросили у следователя, на что он ответил, что подпись ставил, но, видимо, лист заменили.
Сам Еркебулан Рахметулла в суде, куда он был вызван в качестве свидетеля, отрицал показания Даулена и его друзей. Он сказал, что оружия у него не было, его он не прятал и вообще к этому делу не имеет никакого отношения.
Судья объяснила свой оправдательный приговор тем, что « все обвинение построено только на первоначальных признательных показаниях, которые он дал на стадии досудебного расследования и протоколе выемки оружия».
– Суд не может признать данные процессуальные действия совокупностью доказательств, поскольку они исходят из одного источника – из показаний подсудимого, от которых он в ходе следствия отказался, – говорится в приговоре. – Признание подсудимым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора лишь при подтверждении виновности совокупностью других доказательств, собранных по делу. Достаточной совокупности доказательств виновности подсудимого стороной обвинения суду не представлено.
Она также отметила, что парень имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, и направила это уголовное дело прокурору Тараза «для принятия мер к установлению лица, совершившего уголовное правонарушение».
Гособвинитель не согласился с приговором. В суде прокурор просил посадить молодого человека на 4 года.
После приговора прокуратура подала протест, и сейчас это дело рассматривает апелляционная коллегия по уголовным делам во главе с ее руководителем судьей Нурмухаммадом Абидовым.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание Ratel.kz
https://ratel.kz/scandal/v_taraze_prokuror_hochet_posadit_v_tjurmu_parnja_kotorogo_opravdal_sud
ФОТО: Ratel.kz / Темурлан Турдалин