Саид Азимходжаев – один из невольных героев нашумевших роликов 2019 года о пытках в скандальной колонии ЛА 155/8 (п.Заречный, Алматинской области). Он все еще находится в той же колонии, а недавно там приступил к работе бывший сотрудник, один из тех, кто когда-то был в числе засветившихся работников учреждения.
После того как видео попало в социальные сети органы надзора внезапно прозрели и приступили к своим прямым обязанностям. Тогда на скамье подсудимых оказались семь фигурантов, еще семь отделались более легкими наказаниями. Правда, одному из тех, кто якобы также принимал участие во всем этом – начальнику отряда удалось избежать проблем, поскольку он либо перевелся, либо где-то переждал время разбора полетов.
А два месяца назад он спокойно вернулся на прежнее рабочее место, сохранив неприязнь к тем, кто вытащил грязное белье наружу. Однако четверо осужденных, они же свидетели по делу о пытках в колонии, были этапированы в другие учреждения, остался только Азимходжаев.
«Ержан Алимбаевич всячески угрожал моему сыну расправой, говорил, что он не доживет до конца срока, ищет за ним нарушения, чтобы закрыть в изолятор и там над ним издеваться и пытать» – пишет мать осужденного Лариса Валерьевна Азимходжаева в адрес Коалиции НПО Казахстана против пыток.
Все началось, по ее словам, в мае этого года. В звонке по таксофону из учреждения Саид рассказал матери о возвращении бывшего работника, который начал провоцировать своего подопечного на конфликт, называть «терпилой» и так далее. А затем у Саида во время обыска обнаруживается лезвие, и ему сразу же вменяют нарушение. О том, что лезвие было подложено, как пишет Азимходжаева, могут подтвердить четверо свидетелей из числа заключенных.
25 мая Саида Азимходжаева закрыли в изолятор на 10 суток, где, как он сообщает, начались обещанные издевательства. Не выдержав давления, Азиз написал предсмертное письмо и совершил попытку суицида.
«Не могу больше терпеть унижений, издевательств, физической расправы и сексуальных домоганий со стороны администрации учреждения. Паголовна, куда я только не писал отсюдова не одно заявление не выходит за учреждение, не приносят исходящих листов, правацыруют, доводят до самоубийства психологически оказывают давление» – пишет Саид (орфография сохранена). В своей смерти заключенный просит винить «заместителя начальника по оперативно-режимной работе Улана Нуршатовича, начальника оперотдела Кабыловича, работников режимного отдела и Ержана Алибаевича».
На следующий день у Азимходжаева побывал прокурор из Конаева (бывший Капчагай) Дастан Дарханбаев. Представитель надзорного органа заверил Ларису Валерьевну, что порезы незначительны, так как нанесены с помощью вскрытого тюбика с зубной пастой, и медицинской помощи не требуется. Как раз при нем Саид пишет заявление на сотрудников учреждения.
«И как ево опять пустили в данное учреждение работником режимного отдела. Он работал здесь в 18-19 годах начальником отряда и он избивал и пытал меня и много каво из осужденных в отделениях карантина, спортзала, там где были запичитлены семера сотрудников учреждения где производили постояна пытки» – говорится в заявлении Азимходжаева на имя прокурора (орфография сохранена), в котором осужденный снова задается вопросом, каким образом Ержан Алибаевич ушел от наказания и вернулся в ту же колонию, и просит возбудить в отношении сотрудника уголовное дело по статье «доведение до самоубийства».
С того момента сын Ларисы Азимходжаевой перестал выходить на связь с родными. 13 июня женщина позвонила в конаевскую прокуратуру. Дастан Дарханбаев заверил, что заявление ее сына направлено в Департамент уголовно-исполнительной системы Алматинcкой области. В тот же день на whatsapp Ларисе Валерьевне поступает решение суда. причем на другое заявление ее сына, которое, как она подозревает, Саид был вынужден написать 30 мая под давлением. В нем осужденный «жалоб в отношении сотрудников администрации не имеет» и просит оставить без рассмотрения ранее написанное заявление. «У меня были проблемы по семейным обстоятельствам и у меня не было настроения и от гнева выразился нецензурной бранью где-то промеж слов. Больше такого не повторится», – мотивирует он свой отказ на прежнюю жалобу. Поэтому суд не стал упорствовать и пошел навстречу законному желанию осужденного.
Несколько дней назад с Ларисой Валерьевной вышли на связь сокамерники Саида. Последний серьезно опасается, что ему за свои претензии могут добавить срок и отправить в колонию строгого режима. Чтобы не мешал спокойной работе Ержана Алибаевича. Надежды остались на прежнего прокурора, который занимался делом о массовых пытках в этой колонии.
В марте 2020 года был вынесен приговор в отношение семерых уволенных сотрудников колонии ЛА 155/8, засветившихся в ряде видероликов, где они с особым наслаждением и знанием дела мучают заключенных. Также начальник колонии потерял свое место.