Разрыв между доходами людей, занимающихся реализацией одного и того же образовательного заказа, составляет более 75%, а через год будет все 100%.
В мае текущего года представитель комитета образования регионального совета Палаты предпринимателей Восточного Казахстан Ернар Иргебаев обратил внимание на то, что существует огромный разрыв в оплате труда преподавателей педагогов 83 колледжей области, хотя все они выполняют один и тот же государственный образовательный заказ.
Проблема неравенства заработных плат возникает из-за условий, в которых вынуждены работать объекты образования, участвующие в государственном образовательном заказе. К примеру, в системе технического и профессионального образования в ВКО на сегодняшний день работают 46 государственных и 26 частных колледжей. Из них в рамках подушевого финансирования работают 41 и 22 колледжа соответственно. В связи с реализацией Государственной программы «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» в частных колледжах увеличивается количество бюджетных мест, все больше студентов обучаются в рамках государственного заказа по востребованным на рынке труда специальностям. Тем не менее, повышение заработной платы не коснулось педагогов частных колледжей, работающих в бюджетных группах по госзаказу. Разрыв между доходами людей, занимающихся реализацией одного и того же образовательного заказа, составляет более 75%, а через год сотрудники государственных колледжей будут получать вдвое больше преподавателей частных колледжей, работающих также по государственному заказу.
– С 1 января 2022 года по поручению президента Касым-Жомарта Токаева на 25% увеличилась заработная плата воспитателей детских садов, педагогов школ и колледжей, а также специалистов системы дополнительного образования, таким образом, зарплата педагогов увеличилась в два раза. Однако повышение заработных плат не коснулось педагогов частных организаций образования (дошкольное, среднее, ТиПО), где размещен госзаказ. Об этом я рассказал на совещании правительства по рассмотрению проблемных вопросов бизнеса.
От лица регионального совета Палаты предпринимателей ВКО было предложено предусмотреть в методике подушевого финансирования ежегодный рост заработной платы, доплаты за квалификационные категории педагогам, работающим по государственному образовательному заказу в частных организациях образования (детсады, школы, колледжи). Также предложено вынести на республиканскую бюджетную комиссию вопрос финансирования повышения квалификации педагогов частных организаций образования и обеспечения учащихся учебниками и питанием.
Дети у нас у всех – казахстанцы, мы их не разделяем, и это их выбор – пойти учиться в государственное или в частное учреждение, тем более, когда это касается программы бесплатного ТиПО, то есть каждый ребенок имеет право первое образование получить бесплатно. Для ребенка при выборе учебного заведения определяющим фактором может послужить его локация или же специальность, которой обучают только в каком-то конкретном колледже, и так далее. То есть факторы разные здесь, – утверждает Ернар Иргебаев.
По словам спикера, сегодня в стране функционирует порядка 800 учебных заведений ТиПО, в которых работают 12 тысяч преподавателей. Из этого числа 45% колледжей – частной формы собственности. По мнению представителей бизнеса, если государство в этих условиях поддержит бизнес и будет на равных условиях распределять государственный заказ с учетом оплаты труда – это будет справедливо.
– Наши предложения по созданию равных условий для колледжей всех форм собственности было частично одобрено и положительно утверждено на заседании правительства. Министерству образования поручено принять необходимые меры по нивелированию дисбаланса в государственных и частных организациях, работающих по государственному заказу, в части повышения квалификации педагогов, обеспечения учебниками и УМК обучающихся, в том числе за счет местного бюджета. Но мы выражаем надежду, что на следующих совещаниях по рассмотрению проблемных вопросов бизнеса будет также положительно решен вопрос по нивелированию дисбаланса в части повышения заработной платы для преподавателей колледжей, работающих по госзаказу. На сегодняшний день это самый острый вопрос в нашей сфере, – резюмировал представитель комитета образования регионального совета Палаты предпринимателей Восточного Казахстан.
Считаем, что данная ситуация показывает насколько дискриминируются преподаватели частных колледжей Казахстана, что нарушает конституционное положение о равенстве государственной и частной форм собственности. Надеемся, что на данную ситуацию обратит внимание Министерство образования и науки Республики Казахстан и будут восстановлены трудовые права педагогов колледжей страны.
Рисунок: Heyley Wall