В алматинском сизо, как заявляет один из осужденных, КНБ выделил себе на крыше спецотсек, куда доступ остальным заказан.
Согласно пресс-релиза КНБ «лидер международной наркогруппировки» Хикматулло Махмадов, осужденный на 13 лет лишения свободы, 21 ноября 2021 года был этапирован в алматинский следственный изолятор. Однако вместо положенного карантина его сразу же поместили в «спецпродол КНБ» на крыше. Об этом он рассказал адвокату Ерлану Ерболатулы, посетившего осужденного в рамках разового визита после полученноого заявления о применении пыток.
«Там меня раздели полностью, обливали водой, связали руки и ноги. Я считаю, что это были сотрудники КНБ РК, оперативные работники. Они стали меня избивать по телу, по голове руками и ногами, дубинками по ногам. Также меня били током через провода. Этих сотрудников было около 12-15 человек», – описывает он первую встречу на продоле. И таких впоследствии была ни одна и ни две – до 10 января 2022 года, как только Хикматулло дал в отношении себя требуемые признательные показания. За время издевательств Махмадов уже узнал имена некоторых обидчиков и даже выделил четверых – самых активных. Как рассказывает осужденный, всего было три смены. В зависимости от смены могли просто бить, могли подвешивать вниз головой и бить после того. Помимо этого, дополнительно к пыткам подключались «добровольные помощники» сотрудников из числа осужденных, когда Хикматулло помещали в «пресс-хату». За свои «труды» этим заключенным дозволялось «грузить» Махмадова на деньги и продукты, а также свободно перемещаться между камерами и по коридорам учреждения.
Помимо него, Хикматулло пишет, били и других «непривилегированных» осужденных: те же самые сотрудники и те же добровольцы.
«Я слышал, как пытали корейца Тимура, также моего «подельника» Шакирова, также слышал как пытали Рафаэля, Кирилла, Саню. Я знаю, что многих из них «грузили» на деньги и вещи. Например, Саня просил жену свою передать вещи и продукты Аскару. Их всех я слышал, как они кричали при пытках, страшные крики были, издевались и били их очень сильно, также, как и меня», – заявляет Махмадов.
Хикматулло Махмадов сообщил адвокату номер продола – 14, якобы зафрактованный спецслужбами и куда «никого кроме КНБ не допускали. Также нас не проверяли прокуроры, как это делают в других продолах СИЗО». Куратором спецпродола называет Жанмурзаева Айбека (он же, со слов осужденного, руководит пыточных конвейером).
В середине марта, когда, видимо, в связи с массовыми пытками участников Январских событий в СИ-18 зачастили проверяющие, как рассказывает осужденный, всех сидельцев продола 14 раскидали по другим камерам или учреждениям.
Несмотря на прошедшее время, адвокат зафиксировал у своего подзащитного следы на ногах, по всей видимости от применения веревок.
Как сообщает один из участников Национального превентивного механизма, подобный продол в сизо существовал и ранее, только располагался он в другом месте учреждения. Правозащитников туда не допускали: дескать, этот участок к учреждению не относится.
До прихода адвоката Махмадов о пытках не заявлял из-за опасения за свою жизнь. Он и сейчас боится последствий за свое обращение. Адвокат Ерболатулы считает, что его подзащитный нуждается в лечении вследствие причиненных ему травм.
Обо всем услышанном адвокат уведомил городскую прокуратуру с требованием «провести регистрацию вышеуказанного обращения в ЕРДР по ст.146 УК РК «Пытки», ст. 194 «Вымогательство»; провести расследование уголовных дел; первично принять Х.Н.Махмадова на личный приём, обеспечив ему безопасность; осуществить проверку других сообщений о пытках, на которые указывал в своем заявлении Махмадов.
Хотя нет уверенности, что прокуроров допустят в спецотдел следственного изолятора.
В 2005 году КНБ распространил информацию, что в ходе спецоперации «Капкан» была изъята крупная партия наркотиков. «Лидер международной наркогруппировки Хикматулло Махмадов и его сообщники организовали “в различных местах Алматы перевалочные пункты транспортировки наркотиков на север Казахстана и далее в Российскую Федерацию. В настоящее время Махмадов и его сообщники приговорены к длительным срокам заключения».