Дела о пытках и пьянстве за рулем предлагают рассматривать на судах присяжных в Казахстане, передает корреспондент агентства.
«Предлагается с 1 января 2024 года рассматривать с участием присяжных следующие виды тяжких преступлений: часть 2 статьи 110 (истязание беременных, несовершеннолетних с применением пыток), части 2 и 3 статьи 146 (пытки), части 2, 3 и 4 статьи 188-1 (скотокрадство), часть 3 статьи 293 (хулиганство с применением оружия); части 4 и 6 статьи 337 (незаконная охота), части 2, 3, 4, 5 и 6 статьи 346 (управление ТС в состоянии алкогольного опьянения) УК РК», – говорится в консультативном документе регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан по расширению категорий дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей».
По словам разработчиков поправок, со стороны гражданского общества продолжает выражаться недовольство качеством отправления правосудия.
«Приговоры суда обсуждаются в риторике их чрезмерной мягкости (со стороны потерпевших) или, напротив, чрезмерной суровости (со стороны осужденных).При этом, не учитывается специфика императивности уголовного законодательства, зачастую препятствующего судам принимать решения исходя из справедливости или судейского усмотрения. Рецидив, факты осуждений, в том числе и условных, иногда влекут за собой назначение несоразмерно сурового наказания за преступление средней тяжести (к примеру, кражу имущества незначительной стоимости и так далее)», – пояснили авторы документа.
Вместе с тем, как отмечается, «судья при вынесении приговора не вправе не применять нормы уголовного законодательства, обязательные к соблюдению».
«Одним из институтов, которые способствуют повышению доверия к судам при рассмотрении уголовных дел – участие граждан в решении вопроса о виновности или невиновности обвиняемого, то есть суд присяжных.Расширение возможности использования суда присяжных будет способствовать укреплению принципа состязательности, исключению обвинительного уклонауголовного судопроизводства (например, устранению тенденции неполноты доказывания обвинительной стороны)», – добавили авторы поправок.
Также отмечается, что «право по своей природе связано с необходимостью следовать формально определенным и строго обязательным правилам по его реализации».
«В этом нет пороков права, напротив, установленные требования к применению права делают его более сильным. Однако в процессе реализации норм практика нередко сталкивается с конфликтными ситуациями либо из-за неверного истолкования смысла правовой нормы (люди склонны к ошибкам), либо умышленного ухода противоборствующих сторон от правильного применения требований закона. В своей практической деятельности юрист должен руководствоваться принципом: закон суров, но это закон. Однако законность и справедливость часто не совпадают, и когда между этими принципами возникают противоречия, суд не может во имя абстрактной справедливости пренебречь законностью», – отмечается в документе.
Такие противоречия, как указывают авторы, «зачастую влекут недовольство качеством отправления правосудия».
«Таким образом, недоверие, возникающее в гражданском обществе к судам, связано не только с явно незаконными судебными актами, но и необходимостью порой исключать судейское усмотрение и руководствоваться только рамками закона, порой не позволяющими принять справедливое в общераспространенном понятии решение», – говорится в документе.
По словам разработчиков, в Казахстане суд присяжных является постоянно развивающимся институтом.
«С момента его учреждения в нашей стране – с 2007 по 2015 годы присяжные по желанию подсудимого могли участвовать только в рассмотрении дел, по которым виновному грозила смертная казнь или пожизненное лишение свободы (по УК 1997 года – 36 составов, по УК 2014 года – 51 состав). В 2015 году в рамках исполнения плана нации «100 конкретных шагов» законом от 31 октября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия» перечень дел, подлежащих рассмотрению с участием присяжных, расширен на четыре состава: статьи 125 (похищение человека), 128 (торговля людьми), 132 (вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность), 135 (торговля несовершеннолетними), совершенные при отягчающих обстоятельствах», – напомнили разработчики.
Далее, уточнили они, законом от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» приняты меры к дальнейшему расширению участия присяжных в уголовном процессе.
«После вступления закона в силу с 1 января 2023 года присяжные будут в случае ходатайства об этом подсудимого рассматривать все дела об особо тяжких преступлениях. На сегодняшний день с участием присяжных рассматриваются 14 составов, с 1 января 2023 года будет 30 составов. Численное количество составов снизилось в связи с исключением смертной казни как вида наказания, и гуманизацией уголовного закона по отдельным категориям преступлений», – сказано в документе.
Согласно статистическим данным, в 2020 году рассмотрено 42 дела с участием присяжных, в отношении 58 лиц. Осуждено 57 лиц, оправдано одно. В 2021 году рассмотрено 59 дел в отношении 85 лиц. Из них осуждено 78, оправдано семь лиц.
«Усматривается необходимость дальнейшего расширения сферы участия присяжных и привлечения их к разбирательствам не только по особо тяжким, но и тяжким преступлениям. Особенно важно такое участие по делам, вынесение приговоров по которым зачастую вызывает общественный резонанс. Рассмотрение указанных категорий дел с участием присяжных заседателей не позволит усомниться в объективном и справедливом исходе судебного разбирательства», – считают разработчики.
ИСТОЧНИК:
ИА КазТАГ
Изображение: https://v-shature.ru/