Хоть шерсти клок

08.04.2022

На второй заход бывшему осужденному, пережившему пытки, все же удалось добиться компенсации за перенесенные страдания.

6 апреля в Павлодарском городском суде прошло судебное заседание по исковому заявлению Азамата Тешабаева – бывшего заключенного скандальной колонии АП-162/3 (г.Павлодар) к областному Департаменту уголовно-исполнительной системы. Об этом сообщает наблюдатель на процессах – юрист Павлодарского филиала Бюро по правам человека Меруерт Шакирова.

После этапирования в 2016 году из балхашской колонии Тешабаев попал в водоворот издевательств вместе с другими узниками. Едва ли не каждый день, по словам экс-осужденного, ему приходилось проходить через избиения, удушение пакетом, погружением в воду. В «мероприятиях» принимали участие десяток сотрудников колонии и приближенных к ним осужденных из числа «добровольных помощников». Вакханалия закончилась лишь когда пытки привели к смерти Саина Муратбекова. Всего на скамье подсудимых оказались четырнадцать сотрудников колонии и «добровольных помощников», получивших в 2019 году от пяти до восьми лет лишения свободы. Во время следствия Тешабаева как свидетеля поместили на два года в маленькую камеру следственного изолятора, что привело к дополнительным психическим расстройствам. Мужчина оценил перенесенное им за четыре года в пять миллионов тенге и дополнительно выставил требование к Департаменту УИС по Павлодарской области принести письменные извинения. (см. «Пытают не по инструкции»).   

Первая попытка выбить деньги из Министерства финансов как оператора бюджетной программы «Резерв Правительства Республики Казахстан» в феврале этого года встретила полное нежелание минфина отвечать за другой государственный орган. Судья – госпожа Уызбаева, признав, что пытки имели место, отказала в иске в полном объеме. Хотя прокурор порекомендовал снизить исковые требования до 300 тысяч и направить их ответственному органу – ДУИС.

Новое исковое требование со стороны Тешебаева возросло до десяти миллионов.

Во время нового судебного заседания представитель ответчика также попыталась снять со своего ведомства вину. Да, пытки были, лица, их совершавшие осуждены, но… И далее юрист вновь применила прежнюю тактику своих коллег, от которых на тот момент требовали принести извинения. Раз в должностных инструкциях применение пыток не прописано, зато есть пункты об ответственности за допущенные правонарушения, значит, Департамент не несет никакой ответственности за деяния своих работников, «действовавших не в рамках своих служебных обязанностей».

Эти недостатки и применение пыток не находятся в прямой причинной связи с руководством ДУИС. При таких обстоятельствах считаю, что исковые требования к Департаменту УИС по Павлодарской области о взыскании компенсации необоснованно, – пояснила представитель позицию своего ведомства. И раз круг ответственных физических лиц установлен, то пусть и платят, тем более что ДУИС в отличие от колонии как юридическое лицо в деле не проходил.

В связи с этим она попросила суд признать ответчика ненадлежащим.

Вместе с тем «третьи лица» из числа осужденных по пыткам, подключившиеся к процессу онлайн, в принципе и готовы выплачивать, но нет денег и есть проблемы с трудоустройством.

– Остается почку продать на черный рынок или суицид совершить, – заявил один из «третьих лиц».

Присутствовавший прокурор высказал свое мнение в том, что иск удовлетворить нужно, но частично. Хватит и трехсот тысяч.

Тоже деньги, видимо, посчитала судья Исенова и полностью согласилась с высказанным предложением. Плюс к этому представитель ответчика за свои труды заработала половину суммы в виде судебных издержек, которую получит Тешебаев за все годы страданий – 150 тысяч.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течении одного месяца со дня вынесения решения.

В настоящее время еще двое жертв пыток пытаются добиться компенсационных выплат. Им и Азамату Тешебаеву Коалиция НПО Казахстана против пыток предоставила адвокатов для подачи исков и представления интересов в судах.

Если решение суда вступит в законную силу Коалиция намерена направить сообщение в Комитет ООН против пыток. Чтобы там решили, достаточная ли сумма в 300 тысяч или слишком много…


Смотрите также