Из-за военной агрессии России против Украины и последовавшего за ней исключения РФ из Совета Европы российские граждане лишились с 16 марта этого года возможности подавать жалобы на нарушения своих прав государством в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Глядя на этот факт из Казахстана, испытываешь двойственное чувство, поскольку казахстанцы в отличие от россиян никогда не имели такой возможности ввиду того, что Казахстан никогда не был членом Совета Европы.
И дело здесь не в том, что Казахстан чисто географически находится вне Европы: во-первых, один из участков весьма условной границы между Европой и Азией проходит по реке Урал не снаружи, а внутри казахстанской территории, а во-вторых (и это важнее) не вполне европейское расположение Казахстана отнюдь не мешает нам состоять в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Но вот регион ОБСЕ несколько шире региона СЕ, и соответственно второй из названных несколько уже (ставьте ударение на первый слог) первого.
Три стадии одного процесса: приостановили членство – сама ушла – исключили
Не будем забывать, что Комитет министров Совета Европы не сразу исключил Россию из членов СЕ, а сначала лишь приостановил её членство в конце февраля, выражая тем самыс надежду на то, что Москва ещё может одуматься и вывести свои войска с территорию Украины. Однако ничего подобного сделано не было. Более того, МИД РФ заявил тогда, что его страна сама перестаёт участвовать в работе СЕ., а 15 марта официально уведомил его о выходе из организации. Здесь налицо стремление Москвы опередить хотя бы на один день своё исключение эдаким «финтом ушами» – дескать, не очень-то и хотелось состоять в вашем совете.
Однако с точки зрения международного права Россия всё равно не может считаться добровольно вышедшей из Совета Европы, она всё равно будет считаться исключённой из него за агрессию против Украины, как некогда фашистская Италия была исключён из Лиги Наций за нападение на Абиссинию, а сталинский СССР – за нападение на Финляндию. В те годы только гитлеровская Германия успела сама выйти из Лиги Наций за четыре года до аншлюса Австрии и отжима Судетской области. Страшусь вымолвить, но поведение в 1934 году выглядит гораздо честнее поведения Муссолини в 1935-м, Сталина в 1939-м и Путина в 202 году: либо ты состоишь в клубе добропорядочных стран, либо занимаешься международным разбоем. Если же намерен совмещать, то члены клуба вправе указать тебе на дверь, а потом можешь врать, что вышел из него сам.
Помимо всего вышесказанного, имеет значение ещё и чисто процедурный момент, особо проговоренный в сообщении об исключении России из Совета Европы, лёгшем в основу этих заметок. Этот момент заключается в том, что если бы Россия и впрямь добровольно выходила из Совета с соблюдением соответствующих требований устава СЕ, то датой её выхода должно было считаться 1 января следующего года. Комитет же министров СЕ в своём решении об исключении России прямо указал на то, что членство РФ прекращается с 16 марта этого года.
Побочный эффект выхода РФ из СЕ: права человека официально побоку
Впрочем, если кому-то захочется утверждать, что исключение России из Совета Европы действительно было её добровольным выходом из этой организации, то я могу посоветовать им взять на вооружение другой факт, о котором сообщалось в одном пакете с новостью об исключении. Здесь речь о том, что с 16 марта Россия автоматически перестала быть членом Европейской конвенции о правах человека. И вот здесь-то наряду с автоматичностью налицо и добровольность, помноженная на демонстративное поведение. Отказ Москвы уважать европейские ценности и соблюдать права человека – давно состоявшийся факт, но до сих пор оно было де-факто, а теперь стало де-юре.
Одним из наиболее печальных последствий этого мне как правозащитнику и правозащитному журналисту представляется тот факт, что теперь граждане России больше не смогут подавать жалобы на нарушение своих прав российским государством в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а также не связана больше своими прежними обязательствами об отмене смертной казни.
Здесь следует отметить, что ЕСПЧ, в составе которого были в том числе и судьи из России, на протяжении многих лет принимал к рассмотрению и рассматривал такие жалобы, после чего нередко выносил решения в пользу граждан – и российское государство такие решения исполняло, хотя и далеко не всегда. Для сравнения: граждан Казахстана не имеют и никогда не имели возможности подавать жалобы в ЕСПЧ, потому что Казахстан не является и никогда не был членом Совета Европы. Другое дело, что в Казахстане действует мораторий на применение смертной казни, подкреплённый недавно даже и полным отказом от неё.
Впрочем, по вопросу о подаче гражданами России жалоб в ЕСПЧ есть одна важная оговорка: россияне по-прежнему смогут это делать в случае, если нарушения государством их прав были совершены до 16 марта 2022 года. Другое дело, что в новой российской реальности, когда ровно через десять дней после начала войны в России спешно принимают закон об уголовной ответственности за антивоенные протесты как за государственную измену (тюремный срок до 15 лет, а теперь наверняка добавят и смертную казнь, коль скоро отказались от моратория на её применения) едва ли кто-нибудь живущий в России осмелится жаловаться на «родное» государства в ЕСПЧ. Подашь жалобу в Европейский суд, а потом доказывай российскому следствию и суду, что ты если и изменник, то никак не родинЕ, а родинЫ, то есть не ты её предал, а она тебя.
Вместо исключённого агрессора членом клуба мог бы стать нейтрал
В завершение этих заметок вернусь от российско-европейской тематики к сугубо казахстанской, хотя можно сказать и к казахстанско-европейской. С 16 марта в Совете Европы стало одним членом из числа постсоветских государств меньше (кстати, любопытно было бы узнать, как там обстоит с членством Белоруссии – прямого соучастника российской агрессии против Украины). Но если где-то чего-то убавилось, то в другом месте или там же что-то другое могло бы прибавиться. А коли так, то было бы вполне логично заместить выбывшего члена СЕ из числа постсоветских другой страной-членом из числа таких же, а именно Казахстаном.
Конечно, положение с соблюдением нашим государством прав человека и гражданских свобод весьма далеко от идеального или хотя бы оптимального. И завершившийся в январе транзит президентской власти, со дня начала которого послезавтра, то есть 19 марта исполнится три года, а равно и оглашённая президентом Токаевым вчера, то есть в тот самый день 16 марта, о событиях которого шла речь выше, программа реформ мало что меняет к лучшему в правозащитной сфере. Однако Нур-Султан, так пока и не ставший снова Астаной, хотя бы не бомбит и не обстреливает ракетами Бишкек и Каракол в отличие от Москвы, которая бомбит и обстреливает Киев и Харьков, а последний вместе с Мариуполем фактически сравняла с землёй. На таком инфернальном фоне подача Казахстаном заявки на вступление в Совет Европы могло бы стать важным элементом реализации концепции Нового Казахстана при всём нашем скептическом отношении к степени этой самой новизны.