Представители заключенного активиста Марлена Карибаева заявили о его невиновности и возможных нарушениях со стороны следствия. Житель Жамбылской области Марлен Карибаев был осуждён на 16 с половиной лет лишения свободы по обвинению в «массовых беспорядках» и «умышленном наезде на толпу» по делу о беспорядках в Кордайском районе и погромах в четырех сёлах, населенных преимущественно этническими дунганами.
На встрече в Казахстанском бюро по правам человека 22 февраля сестра Марлена, Гульдана Карибаева, заявила, что дело против ее брата сфабриковано. По ее словам, Карибаев до его задержания и заключения под стражу в 2020 году открыто выражал свою гражданскую позицию в социальных сетях и выступал с критикой в адрес правительства.
— Дело было сфабриковано следственно-оперативной группой под руководством Генпрокуратуры. Мой брат с 2017 года активно вёл свой канал и страницы в соцсетях, выступая с критикой в адрес правительства Казахстана. Он подавал заявление на проведение митинга с требованием отставки президента. После этого его несколько раз вызывали в акимат и правоохранительные органы с требованием удалить канал в YouTube, группы в социальных сетях. После его отказа сотрудники КНБ начали его преследовать и вели за ним наблюдение, — сказала Гульдана Карибаева.
По ее словам, 7 февраля 2020 года Карибаев выехал на место конфликтной ситуации, чтобы заснять на камеру происходящее.
— На месте событий во время столкновений двух групп пострадала его машина, которую закидали камнями. После тех событий, 27 марта, к нему пришли сотрудники полиции, провели обыск и его задержали, потом допросили без адвоката и водворили в СИЗО Алматы. На протяжении двух месяцев его ежедневно избивали сотрудники департамента полиции Алматы. Его принуждали к даче показаний на самого себя, заключить процессуальное соглашение и признать вину по статье 345 («Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств»). Ему угрожали расправой над родными, говорили, что в случае отказа проведут обыск в их домах, — заявила Карибаева.
Гульдана Карибаева сказала, что с 22 апреля по 5 мая 2020 года его брата держали в карцере и четыре дня не давали еду и воду.
Она также сказала, что во время следствия к Марлену не допускали адвоката, его жену допустили к нему через шесть месяцев. Сама Гульдана Карибаева смогла зайти к брату в тюрьму спустя 13 месяцев после оглашения приговора. Также она заявила, что один из свидетелей оговорил ее брата. Она полагает, что на свидетеля оказывали давление органы уголовного преследования.
Участвовавший в брифинге адвокат Карибаева, Нурбек Кожабергенов, сказал, что один свидетель обвинения в ходе судебного разбирательства отказался от показаний, которые дал в ходе досудебного расследования.
— [Свидетель] сказал, что своими глазами не видел факт наезда автомобиля на человека. Показания он дал после просмотра видеозаписи. Участие Карибаева в массовых беспорядках, применение им насилия, совершение погромов, поджогов, применение огнестрельного оружия и тем более совершение убийства на судебных слушаний не нашли подтверждений, — сказал Нурбек Кожабергенов.
По его словам, заключения экспертизы, свидетельские показания и видеозаписи с камер видеонаблюдения показали, что Карибаев никого не сбивал на машине и скончался от «удара тупым предметом».
— Были допущены нарушения: необоснованное обвинение невиновного, нарушение презумпции невиновности, а неустранённые сомнения толкуются в пользу обвиняемого, и обвинительный приговор не может выноситься на предположениях, — заключил адвокат.
Он также сказал, что на суде Марлен Карибаев заявлял о применении к нему пыток и по данному факту было зарегистрировано уголовное дело, но, в связи с тем что с момента нанесения травм прошло больше года, доказать применение физических пыток не удалось.
Спикеры пресс-конференции добавили, что планируют обратиться с жалобой в Верховный суд.
В апреле 2021 года суд в Жамбылской области приговорил полсотни людей к различным срокам — от года условно до 20 лет тюрьмы по обвинениям в убийствах и погромах в феврале 2020 года в населенных преимущественно дунганами сёлах в Кордайском районе. Лишь по официальной версии, за время конфликта погибло 11 человек. Были ранены более сотни людей, включая 19 сотрудников полиции. Тысячи граждан страны бежали в ближайшее соседнее государство, Кыргызстан. Позже в правительстве Казахстана сообщили, что часть из них вернулась в свои дома.
Российский Антидискриминационный центр «Мемориал» заявлял, что расследование событий проводится непрозрачно и «однобоко». Организация призвала к непредвзятому расследованию и опубликовала обращение представителей дунганского сообщества к властям Казахстана со схожим призывом. В обращении, в частности, говорилось о применении пыток в отношении задержанных.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»