Дожить до понедельника

22.01.2022

Оказался не в то время и не в том месте? В сложившемся хаосе очень трудно определить, что произошло на самом деле. Но есть два неоспоримых факта: пуля в ноге и два дня, когда лицо, сейчас подозреваемое в серьезных преступлениях, находилось неизвестно где и непонятно в каком статусе.

Сегодня алматинский адвокат Жан Кунсеркин побывал в алматинском следственном изоляторе – в отсеке, где находятся подозреваемые из числа тех, кто оказался на площади и улицах во время протестных акций, переросших в уличные бои и последующие погромы.

– Примерно половина задержанных во время спецмероприятий, кто на том «продоле» (коридорный отсек – ред.), это раненые из больниц. Состояние у некоторых, что называется критическое,  – отметил Жан Кунсеркин. В таком же критическом состоянии находится и его подзащитный – 25-летний Ислам Палмаганбет.

6 января Ислама Палмаганбета подстрелили в вечернее время возле торгового центра «Москва» в Алматы. Молодой человек утверждает, что находился в числе зевак, когда военные открыли стрельбу. В панике он попытался спрятаться в здании центра, где его и настигла пуля. Полицейские там же на месте перетянули рану жгутом и отвезли в какое-то отделение полиции (какое именно сказать не может), где ему дали прийти в себя. А утром, как он рассказывает, его избили в числе других задержанных и направили в больницу скорой медицинской помощи.

Ислам посчитал, что худшее уже позади, но 9 января в Алматы проходила отработка силовиков по выявлению пострадавших от огнестрельных ранений в медицинских учреждениях. Прямо в больнице он снова подвергся избиениям сотрудников спецназа в масках, после чего его вывезли в изолятор временного содержания, а оттуда переместили в следственный изолятор. Причем протокол задержания оформлен только с 11 января, указывает Кунсеркин. Прокуратура начала проверку, чтобы установить, где он в таком случае мог находиться два дня. «Но как я понимаю, они (полицейские – ред.) сейчас начнут заметать следы», – говорит адвокат.

Палмаганбету грозит серьезное обвинение в «участии в массовых беспорядках, сопровождавшихся нападениями на сотрудников полиции и погромами». Некоренной житель Алматы, работал доставщиком, оказался в вечернее время в самом эпицентре беспорядков – уже этих факторов, скорее всего, для следствия будет достаточно, чтобы вынести обвинение. 

Первый допрос проходил без участия адвоката, и протокол также куда-то исчез. Второй – уже в присутствии защитника, представленного Коалицией НПО Казахстана против пыток, состоялся 12 января, где парень подтвердил, что подвергался избиениям.    

Но, по свидетельству Жана Кунсеркина, пока стоит более важный вопрос: возможной инвалидности или даже жизни, если протянут с оказанием медицинской помощи. У подзащитного помимо постоянного кровотечения из отверстия в ноге, куда попала пуля, пошел гной. Также пуля раздробила ему кость.

– Врач сказал: срочно вывозить на операцию. Но теперь могут ждать и до понедельника, – говорит адвокат.

Дождется ли Ислам Палмаганбет?

PS. Коалиция НПО Казахстана против пыток считает, что любое применение пыток или жестокого обращения в цивилизованном обществе недопустимо независимо от предшествующих тому обстоятельств.