Булбул Бердикожанова, жена гражданского активиста Дархана Уалиева, который находится под стражей после задержания около 10 дней назад, сообщила, что сегодня встретилась с мужем в изоляторе временного содержания в здании департамента полиции Алматы.
— Дали на свидание не более 10 минут. Я увидела, что у него синяки под глазами. Как он сказал, всех задержанных избивали до 15 января. В один из дней его избивали в течение 12 часов. Затем он сказал: «Едва будучи в сознании, подписал их бумаги, зачем подписывал их, я не знаю», — сказала Булбул Бердикожанова.
По ее словам, муж сказал ей, что отдельных «пытали электрошокерами, у некоторых на руках были прожженные раны», «один молодой мужчина, не выдержав пыток, выбросился с пятого этажа». Как утверждает Булбул Бердикожаева, описанное мужем происходило в изоляторе временного содержания департамента полиции города Алматы.
Адвокат активиста Жанара Балгабаева говорит, что накануне ее в последние минуты запустили в ИВС и ей удалось встретиться со своим подзащитным. Ранее в среду адвокат более двух часов провела у следственной тюрьмы и узнала от сотрудников, что он там не находится. В ИВС Балгабаева увидела, что у него под глазами синяки. «Есть основания для подачи жалобы на пытки», — говорит адвокат.
По ее словам, в настоящее время Уалиева подозревают по части 2 статьи 272 («участие в массовых беспорядках») уголовного кодекса. Родственники задержанного активиста и правозащитники ранее сообщали, что его подозревают в «терроризме» и что к нему никого не пускают. Жена активиста и адвокат предприняли новые попытки встретиться с Уалиевым вслед за сообщениями, что он был зверски избит и что его пытали после задержания.
В департаменте полиции Алматы к этому времени не прокомментировали эти и другие многочисленные сообщения об избиениях и пытках в отношении задержанных или помещенных под стражу во время и после январских событий. Уполномоченный по правам человека в Казахстане Эльвира Азимова вечером 17 января, представляя итоги посещения ИВС и следственного изолятора в Алматы, сообщила о получении 21 заявления о жестоком обращении. Она упомянула также сообщения адвокатов о недопуске к подзащитным, неинформировании родственников о местонахождении задержанных или неоказании медпомощи в первые часы после задержания.
Дархан Уалиев неоднократно участвовал в акциях с требованием освободить политзаключенных и обеспечить соблюдение гражданских прав и свобод. В октябре прошлого года суд в Алматы назначил ему год ограничения свободы с трехлетним запретом на общественно-политическую деятельность по резонансному «делу 13 активистов».
Многие усматривают в январских событиях признаки ожесточенной внутриэлитной борьбы за власть. Протесты начались 2 января на западе Казахстана и продолжались около недели. Поводом для них послужило резкое повышение цен на газ. К экономическим требованиям добавились требования о реформах в жестко контролируемой стране. Люди требовали ухода из политики бывшего президента Назарбаева, отставки его ставленника Токаева и назначения новых демократических выборов. Протесты перекинулись на другие регионы страны и в ряде городов вылились в худшую за десятилетия вспышку насилия. Говоря о январском кризисе, многие вспоминают события в Жанаозене 2011 года, когда многомесячная забастовка рабочих, требовавших улучшения условий труда, была подавлена с применением силы (тогда погибли 17 человек).
Власти заявляли, что при январских событиях подвергли задержаниям около 10 тысяч человек, а по некоторым данным, до 12 тысяч. Заявлялось о возбуждении около 700 уголовных дел, включая 15 об убийстве, по которым подозреваются около 780 человек. Возбуждены десятки дел о «терроризме», «массовых беспорядках». Свыше трех тысяч человек привлечены к ответственности по обвинению в нарушении режима ЧП и проведении митингов. Суды назначили аресты в отношении не менее 1,7 тысячи человек, сотни людей получили предупреждения или штрафы.
Международные правозащитные организации высказывают обеспокоенность отсутствием прозрачности в предоставлении информации о судьбе задержанных и о событиях, имевших место в стране в первую неделю января. Они призывают власти Казахстана раскрыть все имеющиеся данные, отпустить незаконно удерживаемых людей и уважать права задержанных.
В Европарламенте, за день до ожидаемого сегодня принятия резолюции в связи с кровопролитными событиями начала января в Казахстане и их последствиями, большинство призвали к проведению независимого расследования произошедшего и введению персональных санкций против представителей казахстанских властей. Соавтор резолюции Андирус Кубилиус, говоря о необходимости международного расследования, сказал, в частности, что этого требует применение насилия «без разбора» для подавления демонстрантов.
Полного, прозрачного отчета о том, что именно происходило в стране в период с 2 января, о действиях силовых и государственных структур и списков погибших власти Казахстана до настоящего момента не предоставили. По официальным данным, во время январских событий по меньшей мере 227 человек погибли, было задержано около 10 тысяч человек. Генеральная прокуратура Казахстана заявила, что в морги были доставлены тела 225 погибших, часть из них официально обозначают как «вооруженных бандитов, участвовавших в терактах». На третий день, 18 января, министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният сообщила на брифинге, что число умерших в медицинских организациях составило 177.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»