Сегодня 10 декабря – Всемирный день прав человека, отмечаемый в память о принятии в этот день 1948 года Всеобщей декларации прав человека. Принимая 73 года назад этот важнейший правозащитный документ, Организация Объединенных Наций декларировала в нём, что все люди должны быть свободными и иметь равные права, никто не должен подвергаться преследованиям за свои убеждения. Однако этот принцип постоянно нарушается авторитарными режимами. Мониторинг таких нарушений и борьбу за их прекращение ведут международные и национальные правозащитные организации, одной из которых является наше Бюро по правам человека.
Отмечая сегодня Всемирный день прав человека, наше Бюро объявляет о запуске информационной кампании в поддержку политзаключенных в Казахстане. Эту кампанию мы открываем публикацией первого видеоролика из планируемого цикла. В первой части этого ролика мы рассказываем о том, кто такие политические заключенные и за что их преследуют, а во второй части говорим о том, как в разных странах мира преодолевали репрессивное наследие тоталитарных и авторитарных режимов после их падения.
Политические репрессии и политзаключённые всех времён и народов
Во все времена и во всех странах мира были люди, преследуемые по политическим мотивам. Правители всех времён и народов, жрецы всех государственных религий старались избавиться от критиков правящего режима, религиозных еретиков и просто свободомыслящих людей. Всех их под разными предлогами объявляли преступниками, бросали в тюрьмы и отправляли на эшафот. Так продолжалось веками, и только в последние двести лет в наиболее передовых странах инакомыслие и политическая оппозиция становятся неотъемлемой и легитимной частью общественной жизни.
После падения тоталитарных и авторитарных режимов многие бывшие узники признавались национальными героями, становились главами своих государств и правительств, Некоторые самые знаменитые политзаключённые ХХ века являются лауреатами Нобелевской премии мира. Таких политзэков-лауреатов 9 человек из 12-ти, составляющих список, воспроизводимый в первых кадрах нашего видеоролика. Это имена тех, кто выбрал путь гуманности и человечности там, где это жестоко преследовалось. Для многих ценой этого выбора была их жизнь. Однако, в памяти людей они живы всегда.
Махатма Ганди (1869-1948)
Карл фон Осецкий (1889-1938)
Мартин Нимёллер (1892-1984)
Нельсон Мандела (1918-2013)
Андрей Сахаров (1921-1989)
Ким Дэ Чжун (1924-2009)
Мартин Лютер Кинг (1929-1968)
Далай-лама Тенцинг XIV (род. в 1935 г.)
Вацлав Гавел (1936-2011)
Лех Валенса (род. в 1943 г.)
Аун Сан Су Чжи (род. в 1945 г.)
Лю Сяобо (1955-2017)
Отмечу попутно, что из девяти лауреатов Нобелевской премии мира двое умерли в заключении уже после награждения премией – это были немецкий журналист-антифашист Карл фон Осецкий и современный китайский диссидент Лю Сяобо. А бирманской диссидентке Аун Сан Су Чжи правящая в её стране военная диктатура буквально на этих днях отвесила новый тюремный срок.
Преодоление репрессивного прошлого: механизмы и институты
Вопрос о том, как народы должны расставаться со своим тоталитарным и авторитарным прошлым, является одним из важнейших вопросов нашего времени. Эту проблему пришлось решать целому ряду стран в разных частях света: в Германии после разгрома Третьего рейха, в Испании и Португалии после смерти престарелых диктаторов, в Камбодже после свержения казарменно-коммунистического режима «красных кхмеров», в ЮАР после демонтажа системы апартеида, в ряде стран Латинской Америки после падения военных диктатур, и наконец в странах бывшего социалистического лагеря после его самороспуска.
Преодоление репрессивного прошлого включает в себя освобождение и реабилитацию жертв репрессий, открытие исторической правды, выявление и наказание палачей и их добровольных помощников. В послевоенной Германии проводилась политика денацификации, в ряде стран создавали Комиссии правды и примирения и Институты национальной памяти. Однако главной составляющей процесса преодоления репрессивного прошлого является переустройство политической системы страны.
Преодоление наследия политических репрессий в странах пост-СССР имеет свою специфику. В получивших государственную независимость бывших союзных республиках на декларативном уровне осудили репрессии советской эпохи, однако вскоре новые или старо-новые власти развернули свои собственные репрессии. Во многих из этих стран количество современных политзаключённых уже превысило число политзаключённых если не сталинского периода, то уж брежневско-андроповского точно.
В соседней с нами России ярким символом чекистского реванша стало введение института иностранных агентов и подготовка к ликвидации историко-просветительского общества и правозащитного центра «Мемориал». Обеим этим организациям предъявлены обвинения в неисполнении драконовских требований закона об иноагентах, а правозащитному центру – ещё и в поддержке терроризма и экстремизма путём ведения списка политзаключённых. Если организация будет ликвидирована именно по этому обвинению, оно будет означать запрет правозащитной деятельности как таковой.
Мы, казахстанские правозащитники, внимательно следим за этим процессом и горячо сочувствуем нашим российским коллегам. А поскольку надежда умирает последней, мы всё же надеемся на то, что российской и мировой общественности, отчаянно бьющейся за спасение «Мемориала» (одних только подписей под петицией в его защиту собрано более 150 тысяч) удастся защитить старейшее в России объединение хранителей исторической памяти и защитников современных политзаключённых.
В нашем видеоролике отдельно говорится об истории политических репрессий в советском Казахстане, который в сталинские времена «огромною каторгой плавал на карте», согласно чеканной формуле из стихотворения главного казахстанского поэта-шестидесятника Олжаса Сулейменова. Разговор же о политических репрессиях в независимом Казахстане и о сегодняшних политзэках мы оставили для следующего фильма, который продолжит запускаемую сегодня информационную кампанию в поддержку политзаключённых.
Ещё раз поздравляем всех казахстанцев с Всемирным днём прав человека. Я же лично от себя хочу завершить этот текст, процитировав концовку песни современного московского барда Михаила Щербакова, написанной им ещё в 1986 году, но ставшей, как уже не раз отмечали в российском Интернете, особо актуальной в 2021-м:
И, чтоб там ни плёл, куда бы ни вёл воевода,
Жди, сколько воды, сколько беды утечёт.
Знай, всё победят только лишь честь и свобода –
Да, только они, всё остальное – не в счёт!