Мы, правозащитницы, исследовательницы, квир-активистки, выступающие за права ЛБКТ-женщин (лесбиянки, бисексуалки, квир и транс-женщины) сообщаем о том, что получили ответ от Министерства внутренних дел Республики Казахстан, где нам сообщили, что до сих пор не привлечены к ответственности ни один человек из группы нападавших мужчин в Шымкенте 29 мая 2021 года и Караганды 28 июля 2021 года. Кроме того, МВД РК искажает некоторые факты, о чем мы и хотим сообщить.
Что было в Шымкенте и Караганды или что скрывает полиция
Как вы помните Жанар и Гүлзада, в рамках своей правозащитной работы организовывали встречи, посвящённые правам женщин, куда приглашали тех участников_ниц, кто заинтересованы в активизме, кто работает в правовом поле, кто хотели бы узнать больше о дискриминации и правонарушениях и как с ними можно бороться. Нужно отметить, что обычно правозащитницы бронируют коворкинг центры. И все получается до самой последней минуты – Жанар получила звонок от экс-директора Кызылординского областного Молодежного ресурсного центра Азамата Мукеева, который сказал, что он не может предоставить нам помещение. В настоящее время, по имеющейся у нас информации, Азамат перешел в Управление внутренней политики акимата Кызылорды. Вот такое «повышение» по службе, как оказалось, ожидает тех, кто препятствует информационным встречам, посвящённым правам женщин.
Несмотря на мирный и правозащитный характер мероприятий, встречи были сорваны группой мужчин, которые выкрикивали проклятия, пожелания смерти от имени Аллаха, гомофобные слова, в целом, язык вражды по отношению к женщинам и ЛГБТ+ сообществу, а также лично угрожали участницам. Когда агрессивных мужчин спрашивали, для чего они пришли, они выражали своё незнание и даже называли, что пришли сорвать «концерт геев» (!), как было в Караганды. Мы ещё раз повторяем, что на мероприятиях активистки рассказывают о правах женщин, о Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), о механизмах ООН, о Списке запрещённых профессий для женщин, который благодаря адвокации «Феминиты» в этом году отменят. Нападения на Жанар и Гүлзаду расцениваются как чёткий и тревожный сигнал: женщинам нельзя говорить о своих правах! А если вы женщина из ЛБКТ-сообщества, то вас можно избить и избежать наказания!
Срыв мероприятий в Шымкенте и Караганды был возможен из-за дигитальной слежки, когда телефоны Гүлзады и Жанар прослушиваются и именно по телефонам находится местоположение активисток, которые никогда не сообщают посторонним или третьим лицам адрес мероприятий или же гостиницы, где проживают. Такая же практика личных приглашений используется и по отношению к участникам_цам встреч, которые проходят обязательную регистрацию и каждая получает обратную связь.
К правозащитницам за несколько часов до встречи подходили сотрудники полиции Шымкента и Комитета национальной безопасности, которые настоятельно просили отменить мероприятия. Они запугивали Жанар и Гүлзаду, приводя в пример протесты мужчин на улицах города. Они же и запугали администрацию, как оказалось гомофобного отеля City Hotel Shymkent, которая не только отменила бронь конференц-зала, но и потребовала срочно выселиться (до конференц-зала отеля была договоренность с коворкинг центром «Бирлик». Напоминаем, что активистки оплатили проживание и договорились о брони до прихода полицейских и сотрудников КНБ, которые сами нарушали общественный порядок.
«На вызов прибыли полицейские для недопущения нарушения общественного порядка и обеспечения безопасности участников конференции, где Секербаева Ж. оказала неповиновение, выражаясь в их адрес непристойными словами», – пишет в официальном ответе начальник Следственного департамента С. Адилов. Вы можете сами вновь посмотреть видео, где видно, что Жанар выталкивал силой инспектор, который затем оскорблял и Жанар, и Гүлзаду в полицейском участке. И, кстати, он спрашивал Гүлзаду, почему она или Жанар не боятся людей в форме. Этот же инспектор фамильярно общался с пришедшими протестовать к воротам участка полиции, которые кричали проклятия и пожелания смерти в адрес ЛБКТ-активисток, а также они хотели, чтобы полицейские просто отдали правозащитниц в руки разгневанной толпы. Инспектор постоянно шутил, что он это сделает.
«Создание невидимой защиты»
В Караганды сотрудники полиции и КНБ, а также акимата, разыграли тот же сценарий (его условно можно назвать – «создание невидимой защиты»). Правозащитницы запланировали мероприятие в коворкинге гостиницы “Достар Алем” в Караганды, которая в последнюю минуту отказалась от предоставления услуг. Жанар и Гүлзада меняют локацию и находят другое место и приглашают туда всех участников_ниц, которые прошли регистрацию. Откуда ни возьмись, к зданию, где проходит мероприятие, приезжает группа мужчин, которые снова от имени Аллаха срывают правозащитную встречу. Полиция города Караганды, как и в Шымкенте, делает всё, чтобы их тактика была похожа на стратегию защиты активисток, но на самом деле полицейские не защитили ни участников_ниц, ни организаторок мероприятия. В Шымкенте и Караганды Жанар Секербаева получила удары и задокументировала их через медицинскую экспертизу. Участники_цы встречи также получали толчки, одной из них сломали очки, к ним приезжали полицейские, чтобы взять объяснительные, где они интересовались, почему девушки приходят на встречи «Феминиты».
Государство использует официальные ответы из управлений полиций Шымкента и Караганды о том, что именно они, доблестные служители порядка, защищали Жанар и Гүлзаду. Если полицейские делали это, то каким образом у Жанар появились гематомы, синяки на теле? Почему вообще в Караганды так хаотично было сформировано оцепление? Ведь через него нападавшие мужчины умудрялись ударить, толкнуть. Почему на допрос отвозили организаторок и участников_ниц мероприятий, но ни одного из нападавших? Почему до сих пор ни один из нападавших не привлечён к ответственности? На самом деле, на наш взгляд, полиция не защищала активисток и участников_ниц мероприятия, они просто отвезли их в полицейский участок для того, чтобы собрать личные данные. Нужно отметить, что среди девушек были и несовершеннолетние, поэтому сбор данных со стороны блюстителей порядка был незаконным. Полицейские приезжали к девушкам ещё домой и точечно таким образом угрожали участницам мероприятия “Феминиты”.
Анти-ЛГБТ митинг в Актобе
В Актобе 8 августа 2021 года у гипермаркета «Анвар» прошел несанкционированный митинг, на котором мужчины планировали, как сломать руки и ноги активисткам. Таких угроз было множество. По сообщениям местной гражданской активистки, люди на митинге призывали остановить квир-активисток любым способом ещё с перрона или в аэропорту. Они распечатали наши фотографии и раздавали их таксистам, заходили в гостиницы и предупреждали администрацию о приезде девушек. Также по информации зарегистрированных участников_ниц сорвать наше мероприятие 13 августа в Актобе планировали и тренера по различным видам спорта, которые мобилизовали других мужчин и парней. Информация об угрозах жизни была передана полицейским для расследования, на что мы получили такой ответ: «По результатам проверки изучены записи, опубликованные на канале «You Tube» угроз, в отношении конкретных лиц и населения не установлено. 20.09.2021г. принято решение об оставлении материала без рассмотрения за отсутствием состава уголовного правонарушения». Однако видео было обнаружено в Инстаграме и угрозы, которые правозащитницы заскринили, были сделаны не в YouTube.
Несанкционированный митинг 8 августа в Актобе не был разогнан полицейскими, что мы находим позитивным событием. Однако Гүлзада Сержан и Жанар Секербаева неоднократно фиксировали угрозы, которые были произнесены не только на этом собрании. Эти угрозы (три файла в pdf формате – прикреплены в конце текста) не были расследованы полицией.
Мы вынуждены прийти к логическому заключению на основании ответов сотрудников полиции и Министерства внутренних дел, заявлений Жанар Секербаевой и Гүлзады Сержан, что дела ЛГБТИК+ людей в Казахстане не расследуются и виновные в срыве мероприятий, люди, которые выражают и распространяют язык вражды и совершают преступления на почве ненависти, остаются безнаказанными. Этому способствует государство, которое умудряется заявлять на международном уровне, что обеспечивало правозащитницам безопасность. Мы твёрдо и чётко заявляем, что требуем полного и детального расследования заявлений и объяснений, почему мероприятий, посвящённые правам женщин, срываются, а правонарушители поощряются за такие деяния. И, наконец, МВД РК не может давать ответы, которые не соответствуют реальности.
Добавим, что Правительство Казахстана приняло рекомендации, которые звучат так: “Гарантировать предоставление благоприятных условий для деятельности гражданского общества, активистских групп и правозащитников_ниц, работающих по защите прав ЛГБТИ-людей (Чили) (п. 139.48)” по итогам Универсального периодического обзора на 43-сессии Совета по правам человека в 2020 году. Получается, что Правительство само себе противоречит или же управления внутренней политики акиматов в различных городах не знают, что Казахстан принял такие положения? Наверняка, нужно налаживать связь с Министерством информации и общественного развития, которое ответственно за выполнение рекомендации. И делиться друг с другом информацией, чтобы не нарушать права и не срывать активности таких правозащитниц, как Жанар и Гүлзада.
В заключении мы не могли не привести самое эпичное из ответа МВД РК (подчеркивание сделано нами – прим. авт.):
«Органами внутренних дел на постоянной основе принимаются меры по обеспечению охраны общественного порядка и профилактики правонарушений без дискриминации по признаку социальной ориентации».
Уважаемые сотрудники_ницы МВД, социальной ориентации нет, нужно писать – сексуальной. Не нужно бояться называть вещи своими именами. Даже если вы носите на плечах погоны…