Суд не нашел ничего противозаконного в том, что алматинского активиста после избиения полицейскими в завершение кеттлинга 10 дней «добровольно» удерживали в Центре психического здоровья.
В Алматы завершилось рассмотрение иска гражданского активиста Валихана Султанова к Центру психического здоровья, чьим невольным гостем он пребывал в течение десяти дней.
Если следовать логике судьи Специализированного межрайонного адмсуда Алматы Татьяны Черныш, то Валихан Султанов, должно быть, сам попросил «отделать» себя как следует у полицейских, а затем, озаботившись полученными душевными травмами, напросился на госпитализацию в психдиспансер.
6 июля 2021 года митинг незарегистрированной Демократической партии в южной столицы, взятый в кеттлинг полицией, закончился атакой людей в черном на оставшихся к вечеру немногих протестующих. Трех человек, которым от нападавших досталось больше всего, были погружены в автобус и развезены по отделениям полиции. Но если двоих – Даурена Достиярова и Ырысбека Токтасына – удалось обнаружить в городах-спутниках Алматы, куда их развезли после поспешных административных арестов, то следы Султанова (свидетели видели, как перед захватом его запинывали спецназовцы), затерялись. Полиция отказывалась предоставлять информацию.
Через несколько дней безуспешных поисков Султанову самому удалось дать о себе знать товарищам – он находится в Центре психического здоровья (психдиспансере) Алматы. Адвоката Ерлана Ерболатулы, нанятого Бюро по правам человека, в учреждение так и не допустили, сославшись на ковид. Но спустя 10 дней Султанова выпустили, предварительно заручившись у него согласием на «добровольное обследование». Сам Султанов объяснил свой поступок тем, что ему предоставили выбор: полгода ареста, принудительное лечение и «добровольное согласие» на обследование. Зная наше государство, Султанов выбрал меньшее из зол.
За 10 проведенных дней побои сошли, отклонений в психике Султанова обнаружено не было.
В своей жизни Валихан Султанов уже единожды сталкивался с психиатрией – проверялся по требованию классного руководителя после драки, когда еще получал образование в училище. Правда, заключение вынесено скорее из области психологии – эмоционально неустойчивое расстройство личности (другими словами, на Штирлица бы не потянул, как и 90% других сограждан). Во время митинга 6 июля помимо произнесенной речи Султанов инициировал передаче воды для находящихся в кеттлинге, делал фото полицейских, и, как он сам считает, это, видимо, и способствовало тому, что его посчитали одним из наиболее активных участников акции.
При поддержке Бюро по правам человека Валихан Султанов в сентябре обратился в судебный орган с иском о признании «добровольно-принудительной» госпитализации незаконной, как и признании нарушения его права на юридическую помощь и на предоставление сведений об основаниях госпитализации и диагнозе; наконец, признать право на денежную компенсацию нарушения его прав.
Во время первого заседания адвокат Ерлан Ерболатулы напомнил суду как все было, и то что после применения силы к митингующим Султанова доставили в Департамент полиции, а оттуда в 2 часа ночи – в психиатрическую клинику.
Судья Черныш заинтересовалась, откуда адвокат узнал о том, что его подзащитный находится в лечебном заведении? Узнав, что через Бюро по правам человека, судья зацепилась за то, что защищать Султанова «уполномочила» правозащитная организация, но не сам истец. И задала второй вопрос: с кем тогда был составлен договор на защиту? На что адвокат сослался на адвокатскую тайну.
– Когда я был там, я просил связаться с адвокатом неоднократно, но не позволяли. Считаю, что помещение в психушку – крайне строгая мера наказания. Представьте сами, если вы лишены всяких прав! Подписал согласие потому, что меня заставили под угрозой, что иначе дадут месяц ареста. Давали лекарства, которые непонятно от чего. Был лишен всякой связи и прав, – поделился подробностями своего пребывания в «гостях» у психиатров Валихан.
Его визави – представитель психлечебницы одновременно и прошелся по своему оппоненту, и разъяснил адвокату, что тот вправе делать, а что нет, и представил картину счастливого пребывания Султанова в их заведении: «Истец обитает в параллельном мире. Доводы об адвокатской тайне незаконны. Принудительной госпитализации не было. Этому есть сама подпись Султанова. Его освободили потому, что он сам подписал отказ от лечения. Инициатива адвоката должна исходить от самого В.Султанова а не от других лиц. Когда приходил адвокат, Султанов был удивлен и отказался от него».
И тут уже Султанов напомнил, что в лечебном учреждении его лишили связи с внешним миром, и адвоката пригласить он не мог по определению. Медперсонал на просьбы связать его с родными, утверждал, что после этого их уволят. И от адвоката он не отказывался, как об этом настаивают в медучреждении.
Ответчик парировал тем, что при выписке их бывший постоялец не указал о каких-либо претензиях. И более того, оказывается, их добровольный посетитель мог покинуть учреждение в любой момент.
Приглашенный свидетель – участковый инспектор полиции Шокан Сейсембаев проявил завидные познания в области психиатрии.
С его слов, неадекватность Султанова выражалась в том, что тот говорил про политику, вел себя агрессивно, отвечал на вопросы вопросами. Определив тем самым степень «ненормальности» задержанного, его передали в руки врачам.
В итоге судья задала вопрос: «Вас же не били, таблетками не пичкали, вам давали кушать и спать?». И получив на него спасительное «да», чуть позже 19 октября вынесла решение: в иске отказать, поскольку истец был госпитализирован «добровольно».
Принудительное помещение в психиатрические клиники диссидентов и оппозиционеров – не частое, но достаточно устойчивое явление в Казахстане. В настоящее время в психиатрическом учреждении Актаса (Алматинская область) удерживается гражданский активист из Шымкента Ерулан Амиров, в отношении которого возбуждено уголовное дело сразу по трем статьям, применяемым в РК против критики власти.