Основные постулаты прав человека и их применение в Казахстане, а также проблемы взаимоотношения правозащитников и государства и выполнение Казахстаном решений ООН стали темами первого вебинара из четырех, приуроченных к всемирному Дню прав человека.
30 сентября состоялся первый вебинар по теме «Казахстан в контексте прав человека. Права человека и правозащитники» из серии, запланированных Казахстаским международным бюро по правам человека при финансовой поддержке Офиса программ ОБСЕ в г.Нур-Султан.
Свыше срока человек приняло участие в первом мероприятии, которое открыла Бисерка Иванович-Шарканович, заведующая отделом человеческого измерения офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане.
«Как вы знаете, уважение прав человека, фундаментальных свобод, демократии и верховенства права находятся в центре подхода ОБСЕ к безопасности, включая эти сложные времена пандемии COVID-19. Вебинары в контексте прав человека являются платформой для диалога, для повышения осведомленности и они также помогают развивать потенциал всех участвующих» – высказала Бисерка Иванович-Шарканович свои пожелания во вступительном слове.
В этом году тема Дня прав человека связана с пандемией COVID-19, что отметила заместитель директора КМБПЧ Роза Акылбекова, перечислив основные направления этого и последующих вебинаров: права человека и правозащитники; свобода слова и выражения мнений; свобода от пыток; свобода объединения; молодежь, дети и кибербуллинг; права лиц с ограниченными возможностями; права женщин; права ЛГБТ.
В ходе первой встречи директор КМБПЧ Евгений Жовтис в рамках своего блока «Концепция прав человека. Общие принципы регулирования прав и свобод» остановился на теме взаимосвязи экономического измерения государства с верховенством права, правами человека и демократией, поскольку Казахстан входит или стремится войти в ряд международных экономических союзов.
Евгений Жовтис прежде чем перейти к основной теме своего выступления «Концепция прав человека. Общие принципы регулирования прав и свобод» остановился на теме взаимосвязи экономического измерения государства с верховенством права, правами человека и демократией, поскольку Казахстан входит или стремится войти в ряд международных экономических союзов. Но больше прочего Казахстан мечтает войти в ОСЭР – Организацию экономического сотрудничества и развития, куда берут экономически успешные и демократические страны. Но пока ни п первому, ни по второму пункту Казахстану вступление не грозит, но надежды остаются, и пока участие РК в ОСЭР остается на уровне «обмена информацией».
«Рыночная экономика не работает, если нет верховенства права. Но и это не очень работает без демократических институтов и процедур управления. Все эти три условия необходимы. В мире есть исключения из правил, но большинство стран идут по пути демократии», – сказал Евгений Жовтис, вспомнив несколько примеров экономического развития государств, отказавшихся от демократической модели – Сингапур и ближневосточные петрократии. Но опять же, как минимум, в таких случаях требуется эффективное государственное управление и отсутствие коррупции. Так что и в этом случае Казахстан остается в стороне со своими запасами природных ископаемых и коррумпированностью на всех уровнях власти.
Второй выступающий – эксперт правозащитного объединения «Қадір-Қасиет» Анара Ибраева – рассказала в блоке «Права человека и правозащитники» о проблемах, с которыми стакиваются в Казахстане правозащитники и представители гражданского общества и взаимодействии государства с правозащитными органами ООН.
За восемь последних месяцев в Казахстане объединение зарегистрировало 1210 инцидентов или угроз в отношении 940 казахстанских правозащитников или людей, связанных с защитой прав человека. В принципе, цифры не сильно отличаются от прежних, что показывает – в Казахстане на системно уровне мало что меняется в этом направлении и гражданский активизм воспринимается Акордой угрозой своему существованию. Разве что слабая надежда на то, что в своем последнем послании народу президент Токаев впервые (включая все годы его предшественника Назарбаева) вспомнил о правозащитниках. «Токаев указал в шестом разделе о том, что правозащитники не должны подвергаться угрозам, в том числе адвокаты. И, скорее всего, в этом плане государство будет предпринимать меры», – говорит Анара Ибраева. Между тем на уровне взаимоотношений правозащитных органов ООН – РК все остается, как было. Казахстану предлагаются десятки рекомендаций, было вынесено 49 решений в пользу пострадавших от государства граждан, однако потенциальный член Совета ООН по правам человека, как и прежде, игнорирует почти всё, что исходит от главной международной организации.
Третий эксперт – директор Карагандинского филиала КМБПЧ Юрий Гусаков высказал свой скепсис по поводу того, что в стране начнутся перемены сверху без инициатив снизу, поскольку он не видит граждан на площадях, требующих соблюдения своих прав. А на нет и суда нет. Предваряя презентацию своего блока «Современная концепция прав человека» Юрий Гусаков напомнил, что даже прописанное в Конституции, мягко говоря, может не соответствовать реалиям.
«Республика Казахстан утверждает себя государство светским, демократическим, социальным, высшими ценностями которого являются жизнь и права человека. Однако, термин «утверждает себя» говорит о том, что государство не является таким, а идет по этому пути в течение 30 лет», – констатировал правозащитник.
Последовавшие после обучающих блоков вопросы аудитории подтвердили этот постулат.
Политический осужденный из города Талгар (Алматинской области) Еркин Шабаншиев задался риторическим вопросом, обращаясь к Комитету уголовно-исполнительной системы, кто будет отвечать за издевательства над заключенными. И хотя официально осужденных, содержащихся в колониях, становится меньше, однако количество жалоб на пытки остается неизменным. Однако, вопрос со стороны госорганов остался без ответа, разве что Юрий Гусаков как участник Национального превентивного механизма согласился с тем, что условия содержания идут вразрез с «достижениями цивилизации». По идее во всех случаях должны проявлять себя прокуроры, но прокуратура, «хотя и око государево, но настолько лояльна к тем, кого проверяет, что дальше некуда».
Второй вопрос от Шабаншиева – касательно систематических судебных процессов над гражданами по обвинению к причастности и к оппозиционным движениям Демократический выбор Казахстана и «Коше париясы». Оба движения были запрещены судом, и оба судебных решения, на основании которых десятки людей оказываются на скамье подсудимых, остаются тайной.
И в этом отношении Анара Ибраева высказала однозначной мнение: «Любой судебный акт должен быть доступен для человека. И я, вы и любой другой имеют право знать, почему и имеют право на доступ к судебному акту. В противном случае у нас будет очень много вопросов».
В то же время правозащитник Евгений Жовтис, видевший оба решения, говорит: «В них (в запрещенных движениях – А.Г.) ничего нет, с моей точки зрения, ни террористического, ни насильственного экстремизма. Есть критика».
Еще одна гражданская активистка Бибигуль Иманбаева из Алматы пожаовалась на то, что после задержания за участие в мирной акции протеста ее осудили к административному аресту, но поместили в нарушение требований законодательства не в специальный приемник для административно-осужденных, а в изолятор временного содержания департамента полиции, что все чаще практикуется в отношении участников протестных акций. К тому же там у нее отобрали часы, так что она не смогла там вовремя читать намаз во время оразы.
Четыре вебинара в преддверие всемирного Дня прав человека, отмечаемого по инициативе Совета по правам человека ООН каждое 10 декабря, должны завершиться итоговым онлайн-форумом по ситуации с правами человека в Казахстане.
Следующие мероприятия в рамках серии вебинаров пройдут: 8 октября, 22 октября, 10 ноября и заключительный форум 10 декабря 2021 г. Вебинары проводятся на платформе ОБСЕ в Zoom.