Сегодня последний день рабочей недели, первые четыре дня которой были ещё сентябрьскими и завершали собою первый месяц осени, а пятница и предстоящие выходные дни относятся уже ко второму осеннему месяцу, а именно к октябрю.
Европейские премии – политзаключённым из Белоруссии и России
В понедельник 27.09 во французском городе Страсбурге начала свою работу очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. Перед началом сессии было объявлено о награждении премией ПАСЕ имени Вацлава Гавела, которая ежегодно присуждается выдающимся борцам за права человека и гражданские свободы, преследуемым за это в своих странах.
В этом году Гавеловской премией награждена белорусская политзаключённая Мария Колесникова, осуждённая недавно в Минске вместе со своим другом Максимом Знаком к длительному сроку лишения свободы за поддержку массовых протестов лета и осени прошлого года. Напомню, что Мария Колесникова, будучи успешным музыкантом в Мюнхене, добровольно вернулась в Белоруссию в разгар протестов и репрессий против их участников, а когда лукашенковские каратели попытались выдворить её из страны, она выпрыгнула из полицейской машины и демонстративно порвала свой загранпаспорт, после чего уже не выходила на свободу.
Наряду с премией имени Вацлава в Европе существует правозащитная премия имени Андрея Дмитриевича Сахарова, присуждаемая уже не Парламентской ассамблеей, а Европейским парламентом в начале декабря, то есть ближе ко Всемирному дню прав человека. Более чем за два месяца до этого, а именно в понедельник 27.09 группа европейских депутатов «Обновить Европу» номинировала на Сахаровскую премию российского политзаключённого Алексея Навального. Летом прошлого года он был отравлен в Томске чекистским спецсредством «Новичок», вывезен для лечения в Берлин, а в январе этого года добровольно вернулся в Москву, был там арестован и осуждён, а сейчас против него и возбудили ещё несколько уголовных дел, о последнем из которых стало известно уже на этой неделе. .
Наряду с общим признанием личного героизма Алексея Навального и высокой значимости его дела, награждение его премией имени Сахарова стало бы очень символичным событием ещё и в том плане, что текущий 2021 год был годом столетнего юбилея со дня рождения главного правозащитника советской эпохи.
Казахстанские политзаключённые между тюрьмой и свободой
Во всё тот же понедельник 27.09 суд города Капшагая вынес постановление о замене неотбытой части срока на ограничение свободы осужденному в конце 2018 года гражданскому активисту Кенжебеку Абишеву, отбывающему наказание в учреждении ЛА-155/14 близ посёлка Заречный Алматинской области. Согласно существующей в Казахстане пенитенциарной практике, освободительное решение суда будет исполнено через 15 дней после вынесения, если прокуратура его не опротестует. Ранее Кенжебек Абишев мог выйти на свободу ещё в феврале, когда тот же Капчагайский горсуд уже выносил такое решение, но тогда его протестовала прокуратура – и политзэк остался в заточении. Очень хотелось бы надеяться, что на этот раз такого не произойдёт и 12 октября Абишев наконец-то выйдет на свободу.
Тем более что ещё 15 сентября всё тот же Капчагайский горсуд вынес постановление о замене неотбытой части на ограничение свободы Алмату Жумагулову, осуждённому в 2018 году вместе с Кенжебеком Абишевым, но получившим срок годом меньше. Освободительное решение в отношении Жумагулова прокуратура оспаривать не стала, поэтому ранним утром 1 октября политзэк Жумагулов вышел на свободу. При этом его не вывели за ворота вышеупомянутой колонии ЛА-155/14, у которых его собирались встречать сторонники и журналисты, специально выехавшие из Алматы в Заречный к девяти часам утра, а посадили в закрытую машину, вывези из колонии и доставили в город. В семь часов утра Алмат Жумагулов уже был дома.
В связи со свершившимся сегодня освобождением Алмата Жумагулова и ожидаемым выходом на свободу Кенжебека Абишева имеет смысл напомнить об их деле.
Оба активиста были задержаны 27 ноября 2017 года, в после одиннадцати месяцев следствия представили перед судом: процесс по их делу в Алмалинском районном суде Алматы начался 2 октября 2018 года, а приговор был вынесен 21 декабря того же года. Вместе с Кенжебеком и Алматом был ещё один подсудимый, но был едё и третий подсудимый, но он сразу пошёл на сотрудничество со следствием и в итоге избежал наказания.
Казахстанские правозащитники квалифицировали задержание Абишева и Жумагулова как отправную точку волны репрессий против реальных или предполагаемых участников оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана», которое будет объявлено экстремистским лишь в марте 2018 года, когда Алмат и Кенжебек уже находились в СИЗО. При этом следует отметить, что будущие арестанты не были функционерами ДВК, а всего лишь обсуждали деятельность его виртуального лидера Мухтара Аблязова с участниками иррегулярных встреч у памятника Махатме Ганди в одноимённом алматинском парке.
В итоге арестованным гражданским активистам была предъявлено обвинение не в поддержке запрещённой организации «ДВК», а ещё более тяжкое – в изготовлении некоего видеоролика с призывом к джихаду – отсюда и название того процесса «дело светских джихадистов». То, как был описан в обвинительном акте и приговоре процесс изготовления этого ролика, недвусмысленно наводило на мысль о гебешной провокации в духе российского дела «Нового величия». Это когда агент-провокатор сам изготовляет криминальный артефакт, сам вовлекает в дело намеченных к посадке людей и сам сдаёт их органам, а потом ещё и выступает свидетелем обвинения на суде, как это было и на алматинском процессе «светских джихадистов», так и на московском процессе 2Нового величия».
Вместе со многими другими осуждёнными по политическим статьям Кенжебек Абишев и Алмат Жумагулов фигурировали в февральской резолюции Европейского парламента о ситуации с соблюдением прав человека в Казахстане, не говоря уже о бесчисленных выступлениях казахстанских правозащитников. И те, и другие требовали и продолжают требовать освобождения всех политзаключённых. Хотелось бы думать, что эти выступления наконец-то возымели действие хотя бы в конкретных двух кейсах. И хотя замена неотбытой части срока ограничением свободы или условно-досрочное освобождение для невинно осуждённых – всего лишь полумера по сравнению с чаемою полной реабилитацией, но мы всегда приветствуем даже и такие освободительные полумеры, не забывая при этом указывать на необходимость полного прекращения всех политических преследований в стране.
* * *
Когда этот обзор уже был написан, пришла сенсационная новость:
суд № 2 города Павлодара вынес сегодня постановление о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы на более мягкий вид наказания в виде ограничения свободы Арону Едигееву (Атабеку), осуждённому в 2007 году к 18 годам лишения свободы. Если прокуратура не опротестует это решение, самый долгосидящий политзэк Казахстана выйдет на свободу 16 октября.