• Главная
  • >
  • Акорда + ООН: Уж снова замуж невтерпеж

Акорда + ООН: Уж снова замуж невтерпеж

03.07.2021

Акорда вновь намерена напомнить о своей значимости на мировой арене, в связи с чем выдвинула кандидатуру Казахстана на вхождение в Совет ООН по правам человека на период 2022-2024. Соответственно, мировому сообществу был представлен очередной пакет обещаний по улучшению ситуации с правами человека у себя дома, хотя масштаб этих обещаний компенсируется их неисполнением. Не в первый раз замужем…  

14 июня 2021 года постоянное представительство Казахстана при ООН представило на суд всемирной организации список того, что наше государство намерено выполнить в добровольном порядке. Тем самым подтвердить, что «поощрение и защита прав человека являются одной из задач первостепенной важности во внешней политике Республики Казахстан». Если, конечно, кандидатуру одобрят.

(С документом можно ознакомиться ЗДЕСЬ)

Из 23-х пунктов обязательств и заверений (некоторые еще разделены на подпункты) особый интерес или порой недоумение вызывают такие заверения, как:

5). Стремясь к укреплению прав человека внутри страны, в регионе в целом и на глобальном уровне, Казахстан взял на себя обязательство обеспечивать соблюдение на национальном уровне ратифицированных им международных документов и продолжать поддерживать тесное сотрудничество со всеми договорными органами.

А далее в последующих пунктах расписывается как Казахстан отчитывается перед органами ООН, сотрудничает и выполняет рекомендации.

И тут возникает диссонанс, поскольку Казахстан как не выполнял решения и рекомендации ни конвенциальных органов ООН, ни Комитета по соблюдению Орхусской конвенции, ни Международной организации труда, так и не выполняет. А чтобы не приставали, в 2017 году втихую в Конституцию в статью 4 пункт 3 несли дополнение. И если ранее было прописано, что «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами, то после пункт обогатился, тем что «Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики». Законодательство же по этому поводу молчит.

12) Одним из ключевых элементов этой системы является Комиссия по правам человека. Ежегодно Комиссия готовит и публикует отчеты по вопросам защиты прав человека в Казахстане, представляя их общественности.

Интересно, многие ли слышали про эту комиссию, а уж тем более читали ее отчеты? Хотя в вышедшем отчете за 2011 году Комиссия по права человека ни словом ни обмолвилась про забастовку нефтяников Жанаозена и Шетпе с последующим их расстрелом.

15)       С 2014 года в Республике Казахстан действует Национальный превентивный механизм по предупреждению пыток и жестокого обращения, основанный на модели «Омбудсмен+».

Он действительно создан, и худо-бедно работает. Только возможности у него весьма ограничены и пыток меньше почему-то не становится.

Некоторые пункты даже не требуют комментариев. Поэтому просто приводим как есть.

17)       В настоящее время Казахстан осуществляет крупный пакет политических реформ с уделением основного внимания правам человека, который открывает новый этап в общественно-политической жизни страны.

21) подпункт k) повышать роль и расширять участие гражданского общества в защите всех прав человека в соответствии с целями в области устойчивого развития, в том числе путем развития механизмов общественного контроля в различных сферах государственного управления в целях защиты и обеспечения соблюдения прав человека и законных интересов.

22) подпункт  d) Уделяя особое внимание следующим приоритетам: свобода религии и убеждений.

Но в целом большинство «добровольных» обязательств и обещаний носит предельно обтекаемый характер, так что не так-то просто будет оценить, действительно ли было продолжено «содействие успешной реализации концепции «слушающего государства», или на самом деле оно не начиналось? Был ли «укреплен и наращен потенциал и возможности национальных правозащитных учреждений»?

С учетом волны резкой критики со всех сторон официальной Акорды (Европейский парламент – за политические преследования, госдепартамент США – за отсутствие свободы религии и всего остального, Международной организации труда – за подавление профсоюзного движения), то попасть Нур-Султану в пул защитников прав человека на глобальном уровне, кажется, нереальным.

При этом, на самом деле, шансы у Казахстана достаточно велики.

В состав Совета ООН по правам человека каждый раз избирается 47 государств. И поскольку демократических стран на всех не хватит, то выбирают из того, что есть (тем более что сохраняется региональная разнарядка, а наши соседи по планете, либо не высказывают амбиций, либо еще хуже). Так что в Совет вполне успешно входили и Китай, и Судан, и Сомали, и Эритрея, и другие весьма спорные в области человеческого измерения страны. К тому же Казахстан уже входил в эту структуру в 2021 году, и скорее всего, по такому же принципу – пообещать и забыть. Да и у нынешнего президента Токаева как у бывшего заместителя Генерального секретаря ООН могли сохраниться инструменты влияния.

Есть и другой, более ранний опыт. Достаточно вспомнить, что в 2010 году Казахстан буквально вырвал себе пост председателя в ОБСЕ, не исполнив впоследствии ни одного своего обещания касательно улучшения ситуации в своей стране (не говорим уже о том, что Астана на то время грозилась решить Карабахский конфликт);

Зато уже сейчас президент Касым-Жомарт Токаев начал показывать твердые намерения (либо что-то знает) исполнить обещания, подписав 9 июня указ о дальнейших мерах Казахстана в области прав человека.

Такие же обыденные атрибуты РК последних времен как поступательный рост политзаключенных, подавление независимых профсоюзов, непрекращающиеся пытки осужденных и все остальное – явно слишком местечковые проблемы, не уровень Акорды с ее планетарными масштабами и замыслами.