Осужденный по обвинению в жестоком убийстве подтвердил через заключение экспертизы применение к нему пыток в ходе расследования. Между тем, первая и вторая судебные инстанции вынесли противоречивые судебные решения по его основному делу.
Полицейские Карасайского района применили к задержанному классический набор пыток после чего сами постирали запачканную кровью майку жертвы.
Предпринимателя из Карасайского района (Алматинской области) Эрнста Хамидуллина доставили в районный отдел полиции в середине дня 12 июля 2020 года. За два дня до этого в полицию обратилась супруга исчезнувшего партнера по бизнесу Хамидуллина – Армана Жайсан. Но пока о судьбе пропавшего ничего не было известно, полицейские уже вынесли «обвинительный приговор»: виновным может быть только его бизнес-партнер. Один из полицейских – сотрудник областного департамента полиции по имени Ердос или Елдос (Эрнст Хамидуллин точно не запомнил, а полицейские по своей традиции представляться не стали) и капитан районного отделения сразу же приступили к «следственным действиям» – выбивать признания причастности к исчезновению Армана. За всем происходящем хладнокровно взирал, не вмешиваясь, «Баке» – сотрудник районной прокуратуры Темирханов. Хотя по его статусу и по полномочиям оснований для вмешательства было белее чем…
«Мне были нанесены многочисленные удары руками и ногами в область живота, грудной клетки и область головы, душили, используя полиэтиленовый пакет, при этом посадили меня на пол, спиной к дивану, удерживали мои руки и ноги, руки в тот момент были закованы в наручники, сидевший за мной сотрудник надевал мне на голову пакет и душил меня до обморочного состояния. Мне заламывали руки, применяя болевые приемы» – описывает Эрнст Хамидуллин едва ли не классический набор вспомогательных средств расследования полицейских.
Закончив первый этап, полицейские попросили задержанного снять футболку, любезно сами отстирали ее от крови, еще раз настоятельно посоветовали «во всем признаться» и поместили Хамидуллина в изолятор временного содержания.
15 июля следственный судья определил своим решением Хамидуллина под стражу. Тогда-то Эрнст заявил ходатайство о применении к нему пыток, но судья, как и ранее прокурорский работник, проявил сдержанность и оставил ходатайство без своей реакции. При том что на тот день имелось заключение медицинской экспертизы, зафиксировавшей кровоподтеки по всему телу (признав это как легкий вред здоровью). Зато вечером, как описывает Хамидуллин, тот же работник прокуратуры пришел к нему с предупреждением, что своим заявлением Хамидуллин сделал себе только хуже, и пообещал лишить свободы по самому максимуму. И в тот же день было обнаружено тело пропавшего делового партнера с множеством ножевых ранений, на берегу канала, и ни о каком дальнейшем расследовании сообщения о пытках после такого речи уже не велось.
На следующий день Хамидуллин обратился с заявлением в прокуратуру, дальше в антикоррупционное бюро, в Генеральную прокуратуру, к президенту страны, но результаты таких попыток всегда тщетны…
Уже по завершению следствия во время главного судебного разбирательства (Хамидуллин стал к тому времени обвиняемым в убийстве), судья отреагировал на заявление подсудимого и поручил прокуратуре наконец-то проверить его доводы. Правда, уже стоял конец января 2020 года, и понятно, что следователь управления собственной безопасности, кому перенаправили заявление о проверке, никаких следов пыток не обнаружил (даже не потрудившись придумать что-либо относительно появления характерных следов на теле Хамидуллина), о чем и написал в постановлении. Разве что, как вспоминает Хамидуллин, другой сотрудник УСБ – господин Рустемов при беседе обронил значимую фразу: «Если судом я буду оправдан, лишь в том случае лиц, указанных в заявлении непременно накажут» (!).
Тем временем Хамидуллину и охраннику, работавшему в его компании, вынесли приговоры. Но и здесь не обошлось без странности.
15 июня 2020 года охранника Отаналы Толепбергенов признали виновным в убийстве и назначили срок – 11 лет лишения свободы (при том что мужчина признался в содеянном), тогда как Эрнста Хамидуллина осудили на 4 года за… недонесение (https://astanatv.kz/ru/news/55309/).
Уже после приговора дело было отправлено на дополнительное расследование (очевидно, по настоянию прокуратуры). И 22 марта 2021 года специализированный межрайонный суд по уголовным делам Алматинской области вынес обоим уже осужденным новый приговор: каждому – по 15 лет лишения свободы. Апелляционная коллегия оставила все как есть (http://www.matritca.kz/news/93201-moy-syn-ni-v-chem-ne-vinovat-almatinka-zhaluetsya-na-nespravedlivoe-reshenie-suda.html).
Между тем, заявление по пыткам вышло на повторный круг. Прокуратура отменила постановление о прекращении, Коалиция НПО Казахстана против пыток предоставила Хамидуллину адвоката для сопровождения его заявления. Однако с учетом «пророчества» следователя УСБ и всеобщей практики проведения следствия и судов – шансов у осужденного меньше минимального.