Очередной судебный иск со стороны работников колонии в отношении правозащитницы Елены Семеновой закончился победой закрытого учреждения. Притом, что на суде все свидетели полностью подтвердили слова Семеновой, а в ходе слушаний вылезли факты многочисленных нарушений прав осужденных.
15 апреля 2021 года в Павлодарском городском суде под председательством судьи Исеновой началось судебное разбирательство по иску колонии АК-159/25, расположенной в Жезказгане (Карагандинской области).
Требования стандартные, как и у десятка предыдущих закрытых учреждений: признать сведения, содержащиеся в публикации Семёновой на своей странице в Facebook в марте 20201 года, не соответствующими действительности, и опровергнуть.
Правда, изначально истец не указал, что именно из публикации следует «признать и опровергнуть» и был отправлен на доработку искового заявления.
Подготовившись представитель учреждения представил суду уточненные данные:
«Опубликованную Семеновой Е.А. статью в социальной сети «Facebook», начинающуюся словами «Вместо принятия адекватных мер реагирования, оказания медицинской помощи на осужденных оказывают давление за то, что они по таксофону сообщили о происходящем. Осужденным не дают право звонка, у осужденного Даурбекова Курейша выключают в камере свет, не дают пить горячий чай, не выпускают на прогулку, медицинскую помощь не оказывают давление за 200. В настоящее время положение данных осужденных ухудшилось, осужденные заявляют о заинтересованности и бездействии прокурора»
В качестве подтверждения своих слов Елена Семенова представила на суде аудиозапись телефонного разговора с осужденным и высказала свою позицию: «Моя публикация – это обращение в уполномоченные органы, которые должны провести проверку и принять необходимые меры».
Правозащитница ходатайствовала в суде о привлечении в качестве третьего лица осужденного Курейш Даурбекова, на чьих словах строилась публикация, но судья приняла решение: вызвать его в качестве свидетеля. Также в качестве свидетелей суд вызвал по видеосвязи еще двух заключенных этой колонии – Рафика Тлуханова и Хожу Алиева – обратившихся через своего сокамерника к правозащитнице.
Как сообщил Даурбеков, «В прокуратуру обращаться бесполезно. После публикации на странице Семёновой Е.А. от 23 марта 2021г. социальной сети Facebook пришёл прокурор Кенжетаев и дал указание сотрудникам не давать связываться с Семёновой Е.А.». Хожа Алиев дополнил: «После публикации статьи по указанию старшего прокурора г.Жезказгана Кенжетаева мне запретили звонить Семёновой Е.А.».
Тлуханов якобы находился в этот момент в карантине, и выйти онлайн в судебный процесс ему не дали.
Еще один свидетель – начальник режимного отдела капитан Бигентаев защищал позиции родного учреждения:
– Осужденный Даурбеков К. отказался выходить один раз на прогулку в связи с плохим самочувствием в устной форме. Медицинская помощь осуществляется незамедлительно в рабочее время. В случаи отсутствия медицинского работника будет вызвана скорая медицинская помощь.
Правда, капитан не смог предоставить видеозапись, где осужденный Даурбеков просит о медицинской помощи и как его посещает медицинский работник. «Данной записи нет», – не стал вдаваться в подробности работник колонии.
К допросу был приглашен также осужденный Атлуханов, подтвердивший не только все факты из пуликации Семеновой, но и то, что ему не дают возможность осуществлять звонки к Семёновой., так как сотрудники отказывают в наборе номера вышеуказанного абонента.
– Что не действительно?! При допросе осужденные подтвердили все факты, опубликованные в статье! Сотрудники Учреждения подтвердили факт отключения света в камерах. О том, что им запретили мне звонить – они мне не звонили после того, как я опубликовала статью. Сотрудники подтвердили, что они не фиксируют запись в журнале об отказе от прогулки. Медицинский работник не знает была ли вызвана скорая помощь…, – недоумевала Елена Семенова на последнем заседании, состоявшемся 9 июня 2021 года.
И после того, как все свидетели полностью подтвердили правоту правозащитницы, тогда как работники колонии не смогли представить ни единого доказательства в свою пользу, судья Исенова вынесла решение в пользу учреждения – удовлетворить в полном объёме.
Уже более года известная правозащитница Елена Семенова подвергается потоку судебных исков со стороны руководства и работников закрытых учреждений, уличенных в применении пыток и нарушении прав заключенных. Суды, как правило, безоговорочно верят на слово истцам.