В слове «мы» сто тысяч «я»

02.06.2021

Кроме счастливого будущего, им необходимо счастливое и защищенное настоящее.

Только вопрос — от кого защищенное? Детям не угрожают дикие звери, нет пока опасности от вторжения инопланетян. Значит, от нас с вами, взрослые, от нашей нелюбви, недостаточного внимания и заботы, от пренебрежения к святым родительским и учительским обязанностям. ОФ «Детский фонд Казахстана» — один из самых «взрослых» в стране, старше нашей независимости — создан в 1988 году. Его бессменному председателю Эльвире Ватлиной «Комсомолка» дает сегодня слово.

Не боимся острых углов

— Эльвира Александровна, недавно прошла информация, что по уровню детской защищенности Казахстан среди 180 стран занимает 50-е место. Оно почетное или не очень?

— Честно говоря, я не вполне доверяю подобным рейтингам. У каждой страны свои возможности, свои риски, достижения. Арифметическим способом оценивать, кого-то догонять, опережать… Надо просто честно, с душой и максимальной ответственностью делать эту, государственной важности, работу. В оценочном отношении у нашей страны, как и у многих других на планете, есть испытанный камертон — отчет перед Комитетом по правам ребенка ООН, куда представляются два доклада — государственный и альтернативный, от неправительственных организаций. Альтернативные порой заметно отличаются от государственных, поскольку не скованы никакими бюрократическими рамками, оценивают ситуацию, не обходя острые углы.

— Их хватает?

— Не без того. Но радует, что акцент по данной тематике прозвучал на самом высоком уровне. Во втором Послании народу Казахстана президент отметил: «Нужно усилить и другие меры по защите прав детей, в частности, присоединиться к Факультативному протоколу Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений».

Дело в том, что ратификация протокола позволит отстаивать права ребенка на всех уровнях, вплоть до обращения в ООН. Такая мера многое поставит на свои места, обяжет чиновников всех ведомств, правоохранительные органы выполнять обязанности по отношению к детям так, чтобы не стать объектом внимания высшей мировой структуры.

— Какого рода замечания приходится слышать во время отчетов в ООН?

— Например, одно из них касалось упразднения департаментов по защите прав детей в регионах. Со стороны правительства это был на самом деле непродуманный шаг. Департаменты являлись структурными подразделениями Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК, который лишился таким образом вертикальных связей на местах. О какой продуктивной его деятельности можно было после этого говорить?

Это было отмечено комитетом ООН, в результате заместителям руководителей управлений по контролю за качеством образования вменили в функциональные обязанности отвечать за это направление. Полумера, конечно. Разве справится со столь важным участком работы один человек на целый регион?

Дело ведь даже не в том, что скажут в ООН. Главная наша ответственность — перед детьми, о чем надо всегда помнить, предпринимая те или иные действия.

— В Казахстане теперь есть институт детского омбудсмена. Легче стало работать?

— Пока в этом институте трудится один человек, в настоящее время — Аружан Саин. Несмотря на авторитет и кипучую энергию, удается ей сделать далеко не все — без финансов, человеческих ресурсов, в том числе и на местах. Эксперты Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности и Рабочая группа НПО Казахстана «По защите прав детей» подготовили Концепцию проекта Закона о детском омбудсмене, вынесли на консультативно-совещательный орган при Министерстве иностранных дел. В настоящее время концепция находится на рассмотрении. Мы уверены, что организация деятельности детского омбудсмена должна полностью соответствовать Парижским принципам, касающимся защиты прав человека.

Без индекса никак!

— Давно ничего не слышно о государственной программе «Дети Казахстана». Она продолжается?

— Очередной этап завершился еще в 2011 году, а продолжения не последовало. Мы не однажды на разных уровнях поднимали этот вопрос, но, к сожалению, так и не услышали внятного ответа. Между тем программа была важным поэтапным документом, своего рода дорожной картой — с четкими мероприятиями, сроками реализации, ответственными лицами, бюджетом. Конечно, и школы продолжают строиться, и детские больницы сдаются в строй, и городки аттракционов, но размытость очертаний созидательных свершений мешает увидеть их истинный размах.

Сейчас на повестке дня стоит проект по внедрению Казахстанского индекса детского благополучия, стартовавшего буквально месяц назад. В том числе подписан план мероприятий по внедрению методологии бюджета для детей. У проекта три «родителя» — Комитет по охране прав детей Минобра, Детский фонд ООН (ЮНИСЭФ) и Институт экономических исследований РК. Адаптированная модель Индекса основана на глобальной методологии Исследовательского офиса ЮНИСЭФ.

— Звучит завораживающе. Простодушное название «Дети Казахстана» явно проигрывает «Глобальному индексу». Остается надеяться, что в погоне за эффектным зарубежным трендом не потеряется суть наших проблем и реальные пути их решения.

— Кстати, о бюджете. Детский омбудсмен Аружан Саин не первый год бьется за подушевое финансирование детей. Надо, чтобы деньги шли за ребенком, чтобы занятия в спортивных секциях и кружках были не привилегией для наследников обеспеченных родителей, а для всех. Но пока нет особых результатов и поддержки со стороны местных исполнительных органов. Будем надеяться, что поможет «методология бюджета».

— Не очень праздничной, по случаю 1 июня, получается наша беседа. Но, с другой стороны, праздник — детям, а для взрослых он — повод задуматься и вглядеться в происходящее.

— Тем более что делается не так уж мало. Возьмем ситуацию с «обезличенными», как назвал автор одной публикации детей в закрытых учреждениях системы социальной защиты. Еще недавно представителям гражданского общества вход туда был категорически запрещен. А там за закрытыми дверями творилось всякое… Достаточно вспомнить трагедию в интернате для детей-инвалидов в Восточном Казахстане.

Унижение, «обезличка» ребенка начинаются с малого, например, со шкафчиков для одежды, на которых вместо имен или веселых картинок стоят номера — 1, 2, 3… В рамках Национального превентивного механизма при уполномоченном по правам человека действует система «омбудсмен+», куда входят независимые эксперты и неправительственные организации. Мы получили возможность слышать не только благостные отчеты руководителей детских учреждений, но и голоса самих воспитанников. Разве не с этого начинается «слышащее государство» по мысли нашего президента? Дело ведь не в количестве ошибок, допускаемых государством и обществом, а в качестве реакции на них и своевременности устранения.

— Ситуация с детьми во время пандемии время от времени оценивается на разных уровнях. Каковы ваши наблюдения?

— И не только мои. К сожалению, подтвердились прогнозы международных организаций об увеличении насилия в отношении детей в этот период. Казахстан не стал исключением. Рабочая группа НПО в рамках подготовки очередного 5-6 альтернативного отчета «О соблюдении прав детей в РК» проводила мониторинг соблюдения прав детей в шести мониторинговых центрах и социальных сетях. За 15 месяцев поступило 1549 обращений, требующих пролонгированного участия и взаимодействия с государственными службами, 579 — по фактам грубого, жестокого и унижающего достоинство отношения со стороны взрослых, избиений под видом дисциплинирования и в «воспитательных» целях. Много сигналов, связанных с буллингом и кибербуллингом, 202 обращения по суицидам и суицидальному поведению, 60 — о незаконном употреблении наркотических и психотропных препаратов.

Не бывает маленьких граждан

— Работы непочатый край…

— Но есть на что опираться. Законодательство в сфере защиты прав ребенка продолжает совершенствоваться. Это коснулось и уголовного законодательства, предусматривающего достаточно строгие наказания за убийство малолетнего, правонарушения против половой неприкосновенности малолетних и несовершеннолетних.

Изменения коснулись и Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» в части устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан.

— В идеале лучше бы утвердить защиту прав детей на уровне гуманизации общества. Какой видится вам роль неправительственных организаций в перспективе?

— Думаю, она не будет сильно отличаться от той, что мы выполняем сегодня. Если вначале, в 80-90-х, мы собирали подарки для детских домов и интернатов, везли туда вместе со спонсорами одежду и канцелярские принадлежности, то теперь акценты существенно изменились. Важно создать системный подход к положению детей в стране, что означает в полной мере защитить их права.

Маленькие граждане — они только по своему возрасту. В остальном, точнее, в главном, они такие же граждане, как мы с вами. Только с большей потребностью в безопасности и защищенности. Это мы и призваны им обеспечивать.

ИСТОЧНИК:

Газета «Комсомольская правда – Казахстан»

https://www.kp.kz/daily/27286.3/4422535/


Смотрите также