Органы досудебного расследования не уделяют должного внимания вопросам доказывания вины подозреваемого перед тем как привлечь его к ответственности. В результате такой халатности более двух тысяч граждан за последние шесть лет были незаконно задержаны. Такой вердикт содержится в Концепции к проекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом», представленной Генеральной прокуратурой республики.
Концепция к законопроекту была вынесена на публичное обсуждение на портале «Открытые НПА». Граждане страны могут внести свои правки и предложения к концепции в срок до 4 июня.
«Несмотря на достигнутый значительный прогресс по реформированию уголовного процесса в Казахстане продолжают оставаться актуальными вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан, качества осуществления уголовного преследования и отправления судом правосудия. Для этого требуется разработка оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства в целях быстрого раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших и справедливого судебного разбирательства», — говорится в обосновательной части Концепции.
В ней также отмечается, что с 2015 по 2021 гг. в стране почти в три раза увеличились факты нарушения конституционных прав граждан — с 209 до 598.
«По-прежнему, превалируют ведомственные показатели (раскрываемость, направление в суд) над соблюдением прав человека: в 2,5 раза возросли жалобы на органы расследования (с 2702 в 2015 году до 6799 в 2020 году). Прокурорами отменено более 100 тысяч (129635) решений о прерывании сроков расследования и прекращении дел, на дополнительное расследование возвращено почти 7 тысяч (6792) дел, судами более 3 тысяч (3497) дел. Число удовлетворенных прокурорами жалоб увеличилось на 46% (2015 год — 10905, 2020 год – 15911), судами в три раза (2015 год – 383, 2020 год –1076)», — отмечается в документе.
По мнению составителей Концепции, такая ситуация складывается, прежде всего, из-за отсутствия четких критериев разграничения полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратуры и суда.
«При поступлении уголовного дела прокурору уже выстроена система обвинительных фактов. Такое положение можно исключить, если создать новую модель уголовного преследования и отправления правосудия, основанную на лучших опытах развитых стран мира. Сегодня опыт ведущих стран ОЭСР показывает нам, какой должна быть классическая модель взаимодействия органов досудебного расследования, прокуратуры и суда», — полагают в Генеральной прокуратуре.
В надзорном органе также напоминают, что Казахстан до 2025 года должен перейти на новую модель уголовного процесса, основанную на международных стандартах стран ОЭСР: полицейский — прокурор – суд.
«Три ключевые задачи уголовного процесса должны будут выполняться разными органами: 1) выявление, пресечение уголовного правонарушения, установление причастных лиц, сбор и закрепление доказательств — органами досудебного расследования; 2) дача независимой правовой оценки собранным доказательствам, принятие ключевых процессуальных решений, предъявление и поддержание обвинения в суде — прокуратурой; 3) назначение наказания, санкционирование следственных действий и рассмотрение жалоб на действия и решения органов досудебного расследования и прокуратуры — судом», — отмечают в Генпрокуратуре.
В рамках новой модели уголовного процесса прокуроры уже начали давать оценку процессуальных решений на ранних стадиях расследования. Так, по данным генпрокуратуры с начала текущего года свыше тысячи человек были признаны подозреваемыми незаконно.
«Модель уголовного процесса с разграничением полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом предлагается реализовать в три этапа. 1 этап – с 2022 года по делам об убийствах; 2 этап – с 2023 года по делам о коррупционных преступлениях; 3 этап – с 2024 года по остальным категориям дел, завершенным в форме предварительного следствия», — предлагают авторы Концепции.
ИСТОЧНИК:
Аналитический центр по Центральной Азии
acca.media/kazahstan-bolee-2000-grazhdan-byli-nezakonno-zaderzhany-za-poslednie-6-let/