Полицейские, которых подозревали в доведении до самоубийства их картёжного должника, вышли сухими из воды.
Айнур Досетова, мать погибшего 22-летнего парня из поселка Жансугурово Алматинской области, выложила в социальных сетях свое душераздирающее обращение о несправедливом, по ее мнению, решении руководства управления собственной безопасности облдепартамента полиции, где женщину даже не пустили на порог.
– Меня зовут Айнур, мой сын погиб. Расследование по этому делу (самоубийство ее сына Сункара. – А. А.) не проводится. Уже неделю не могу встретиться с руководством УСБ. Его никогда не бывает на работе. Заместителя тоже не бывает. Я это видео снимаю для того, чтобы меня услышали президент страны и руководство антикора. Прошу у вас помощи, – рассказывает на видео Айнур.
А теперь подробности дела, которое, как считает Айнур, полиция замарафетила. 24 декабря прошлого года 22-летний Сункар Досет повесился в своем гараже. За день до трагедии он проиграл в карты высокопоставленным полицейским 50 тысяч тенге.
Долг парнишка должен был погасить до обеда следующего дня, однако утром один из офицеров позвонил ему и сообщил, что счетчик включился и его долг вырос до 300 тысяч тенге.
– Сункар позвонил мне ночью и попросил 50 тысяч тенге в долг, сказал, что проиграл новому замначальника районного отдела полиции в карты и до полудня должен принести деньги. Если вопрос с погашением не решит, эта сумма будет расти по часам. Он был так расстроен, что мне стало страшно за его жизнь, – рассказал Даурен, друг погибшего.
Утром следующего дня Сункар еще с одним другом обошел все ломбарды и банки поселка Жансугурово, хотел взять кредит. Но безрезультатно.
– Включился счетчик. Одна надежда была на Талдыкорган. Хотел там на себя оформить кредит и отдать полицейским, но уже было поздно, – плакал Руслан, другой друг.
Тело парня обнаружила бабушка Гульсум Ахметова.
– Пришла из магазина, а дома холодно. Стала звать его, а он молчит. В печь аккуратно были заложены дрова, он никому не доверял топку. Любил сам убирать золу и часами наблюдал, как горит огонь, – вспоминает тот злополучный день апашка Сункара. – Подумала, что за углем пошел. А его все нет и нет. Не выдержала. Открыла двери в гараж и опешила от увиденного – он там висел. Подбежала, а он уже холодный. Стала кричать и плакать. Сил не хватило вынуть его из петли. Позвонила его матери в Талдыкорган, родственникам, а дальше не помню…
– “Хоть бы он был жив, хоть бы он был жив” – молилась всю дорогу, пока ехала в поселок. Эти два часа в пути казались целой вечностью, – говорит с грустью Айнур, мама Сункара. – Но нет. Когда увидела возле дома толпу людей, поняла, что случилось самое страшное…
Убитой горем женщине рассказали о причине суицида ее ребенка, о пристрастии к игре на деньги некоторых офицеров РОП Аксуского района и о том, как они поставили парня на счетчик.
Потрясенные смертью Сункара и ролью в ней полицейских жители поселка в тот же вечер собрались у здания акимата Аксуского района. Люди требовали наказать виновных в смерти их односельчанина. К акимату прибыли полицейские подразделения. Слава богу, тогда обошлось без беспорядков.
Пришедших пригласили в зал заседаний и дали возможность написать коллективное заявление на имя прокурора Аксуского района о принятии мер в отношении полицейских.
В ходе расследования все изложенные жансугуровцами факты подтвердились специально созданной комиссией.
После этого четверо сотрудников полиции: первый заместитель начальника РОП Аксуского района Баглан Байжуманов, заместитель начальника РОП по следствию Жомарт Бекишев, начальник отдела криминальной полиции РОП Аксуского района Рауан Ашимбаев и начальник местного отдела РОП Аксуского района Саят Ахметкалиев распрощались с должностями.
Эта четверка была уволена из правоохранительных органов по отрицательным мотивам, а начальник Аксуского райотдела освобожден от занимаемой должности.
Точку в этом деле должно было поставить следствие по факту доведения до самоубийства, однако, как и опасались земляки Сункара, руководство департамента полиции Алматинской области не проявило принципиальности.
– Вы представляете, вчера следователь, который ведет дело моего сына, ошарашил новостью о том, что уголовное дело в отношении сотрудников полиции Аксуского районного отдела полиции прекращено по статье 35 УПК “за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения”. Получается, первый заместитель начальника РОП Аксуского района Баглан Байжуманов, заместитель начальника РОП по следствию Жомарт Бекишев, начальник отдела криминальной полиции РОП Аксуского района Рауан Ашимбаев и начальник местного отдела РОП Аксуского района Саят Ахметкалиев не виновны в смерти моего сына Сункара Досета? – рыдает в трубку женщина. – Где справедливость? Почему те, кто должен стоять на страже закона и правопорядка, нарушают его и остаются безнаказанными? Это дело не могу просто так оставить. 1 мая полечу в столицу нашей родины, постараюсь, чего бы это мне ни стоило, донести до президента правду о беспределе, творимом полицией Алматинской области. У меня есть и другие факты. Я собрала информацию по другим подпольным игорным домам в нашей области, которые крышуют силовики.
Айнур Досетова уже купила билеты в Нур-Султан. Кстати, как утверждают сельчане, этот катран (игорный дом), где, по сути, мальчишку руководство полиции вогнало в долги и поставило на счетчик, якобы принадлежит криминальному авторитету по кличке Маза, который вообще никак не фигурировал в развалившемся деле. Теперь сельчане опасаются, что через какое-то время уволенный из органов картежный квартет восстановится через суд на службе, ведь получается, что полицейских уволили ни за что.
ИСТОЧНИК:
Газета «Время»
https://time.kz/articles/risk/2021/04/28/na-schyotchike-u-politsii