Во вторник Медеуский районный суд №2 отказал в удовлетворении представления службы пробации о введении дополнительных ограничений в отношении Альнура Ильяшева, приговоренного в июне прошлого года к 3 годам ограничения свободы за «распространение заведомо ложной информации» о партии «Нур Отан» во время действия режима чрезвычайного положения.
Служба пробации Медеуского района обратилась в суд 14 января с представлением об установлении «конкретных ограничительных мер по возложению Ильяшеву А.К. обязанности не покидать место жительства с 22:00 часов до 06:00 часов по местному времени, кроме времени, связанного с учебой или работой, а также связанного с лечением, госпитализацией в стационар».
Ильяшев в комментарии Vласти предположил, что эти меры было решено ввести после его участия в минувших парламентских выборах в качестве наблюдателя. «Было видео со множеством просмотров, когда мы ночью выехали в рамках мобильной группы по сигналу с двух участков. Там были представители «Независимых наблюдателей» и из МИСКа. Там просто очень грубо участковые избирательные комиссии их выпроводили из помещения для голосования, где проводился подсчет итогов выборов. И мы приехали, вынудили их запустить, настойчиво стучались в окна, потребовали в соответствии с законом, чтобы они участвовали в завершении этой процедуры. (..) Это было около 2 часов ночи. И поэтому я полагаю, что это такая ответная реакция, что Ильяшев, возможно, в чьем-то понимании слишком много себе позволяет, и вот они решили вот такую меру применить. Потому что до этого я в принципе так же перемещался, и никто мне никаких замечаний не делал».
Судья Токтасын Саликов в удовлетворении представления службы пробации Медеуского района отказал.
«Я сделал акцент на том, что в самом Уголовно-исполнительном кодексе, статья 66, на которую ссылался начальник службы пробации Медеуского района, – именно такая мера там не предусмотрена. И они (пробация – V) делают ссылку на некий приказ министра внутренних дел, который они не прилагают, просто упоминают, что есть некий 68 пункт, а это уже подзаконный акт. В иерархии Кодекс стоит над этим и, помимо этого, в приговоре не было этих ограничений введено. И они, получается, сами от себя такую меру решили ко мне применять. И суд со ссылкой на это им отказал – что они не могут идти выше того, что уже существует, и тем более не предусмотрено законом, какие-то дополнительные ограничения вводить», – также прокомментировал Ильяшев.
22 июня 2020 года суд признал Ильяшева виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 274 Уголовного кодекса и приговорил его к ограничению свободы сроком на три года. Судья Залина Махарадзе также удовлетворила просьбу прокурора запретить Ильяшеву заниматься публичной деятельностью, создавать политические партии и состоять в них сроком на 5 лет. Кроме того, она также назначила ему пробационный контроль на весь срок отбывания наказания с установлением обязанности не менять постоянного места жительства, работы без уведомления службы пробации по месту жительства. В случае злостного уклонения от отбывания наказания неотбытый срок заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения.
Альнур Ильяшев был задержан в апреле прошлого года, позднее следственный суд санкционировал его арест на два месяца на время досудебного расследования. Его обвинили в распространении заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения. При этом департамент полиции Алматы ссылался также на то, что активист не исполнил решение суда по иску к нему партии «Нур Отан», хотя само решение было вынесено задолго до объявления режима ЧП. По версии следствия, «заведомо ложная» информация есть в постах Ильяшева в Facebook от 21, 26 и 28 марта. В них упоминаются Нурсултан Назарбаев и партия Нур Отан. Партия отрицала свою роль в уголовном деле против Ильяшева, однако в постановлении о квалификации дела, которое 22 апреля у себя в Facebook опубликовал брат политактивиста Дос Ильяшев, говорится о критике именно в адрес «партии власти».
Альнур Ильяшев ведет активную деятельность на протяжении нескольких лет. Он судился с акиматом Алматы, требуя раскрытия информации об экологической ситуации в городе. После убийства в центре города олимпийского призера Дениса Тена Ильяшев на протяжении нескольких месяцев добивался разрешения на проведение согласованного митинга, его акция стала первым разрешенным митингом за годы.
Весной 2019 года Ильяшев и еще несколько активистов подали в суд на госорганы и партию власти «Нур Отан», считая, что они препятствовали проведению съезда партии «Наше право» Санавар Закировой. Иск был отклонен, а позднее «Нур Отан» подал иск против Ильяшева и других активистов, требуя с них компенсации в 20 млн за причинение ущерба деловой репутации. Суд взыскал с активистов 6 млн тенге в пользу нескольких членов партии и обязал Ильяшева и других активистов опровергнуть свои высказывания.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание Vласть