Десятки правительств во всем мире систематически применяют насилие в отношении своих граждан, уехавших за границу, в стремлении заставить их замолчать, говорится в докладе международной правозащитной организации Freedom House о «транснациональных репрессиях», преследованиях людей властями за пределами страны.
Казахстанские власти, по данным исследователей, сосредотачивали свои усилия в основном на деятелях политической оппозиции, в частности входивших в ближайший круг Мухтара Аблязова, бывшего министра и экс-банкира, обвиненного на родине в хищениях миллиардных сумм. В качестве примера приводится вызвавший протесты международной общественности инцидент с незаконным задержанием и вывозом жены и несовершеннолетней дочери политика в 2013 году из Италии в Казахстан. Им разрешили выезд из Казахстана спустя шесть месяцев.
Также среди очевидных случаев преследования приводится выдача Бишкеком по запросу казахстанских властей блогера Муратбека Тунгишбаева, прошение о предоставлении политического убежища которого на тот момент находилось на рассмотрении в государственной миграционной службе Кыргызстана. Ему вменили причастность к запрещенному в стране движению «Демократический выбор Казахстана» (ДВК, созданное Мухтаром Аблязовым, признано в марте 2018 года казахстанским судом «экстремистской» организацией, в резолюции Европарламента 2019 года ДВК называется «мирным оппозиционным движением»). Тунгишбаев заявлял о политическом характере преследования.
Также в докладе говорится, что задержаниям подвергались люди из окружения политика в Европе — с использованием так называемых «красных» циркуляров Интерпола. Как утверждается в докладе, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан, наряду с Россией, активно пользуются уведомлениями Интерпола об объявлении в международный розыск.
Авторы доклада подробно останавливаются на шести странах — Китае, Турции, Руанде, Саудовской Аравии, России и Иране, — которые, по оценкам экспертов, осуществляют наиболее «интенсивные кампании транснациональных репрессий». Однако Казахстан в нем также упоминается в числе стран, которые задерживали на своей территории представителей меньшинств Китая. По мнению авторов доклада, Китай доказал, что «успешно применяет свое геополитическое и экономическое влияние, чтобы побуждать правительства широкого ряда стран задерживать, а в некоторых случаях и депортировать в Китай критиков Коммунистической партии Китая, представителей этнических или религиозных меньшинств и беженцев».
В прошлом году несколько казахов из Синьцзяна получили временный статус беженцев. Двое из них, по данным правозащитников публично заявлявшие о «лагерях перевоспитания» в Синьцзяне, в прошлом месяце подверглись нападениям в Алматы и пригороде столицы.
По оценкам авторов доклада, все государства в регионе, которые занимаются транснациональными репрессиями, могли оказывать давление на неугодных также через опосредованные и цифровые угрозы. Казахстан и Россия, как отмечается, использовали шпионское программное обеспечение для слежки за уехавшими. Кыргызстан использовал цифровое наблюдение внутри страны.
С 2014 года Freedom House зафиксировала 608 случаев прямых транснациональных репрессий, включая убийства, похищения, нападения, задержания и незаконные депортации. 31 государство замечено в совершении подобных действий, репрессии происходили в 79 разных странах. От прямых или косвенных репрессий пострадали в общей сложности 3,5 миллиона человек.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»