Новая неделя, третья январская и в целом в наступившем 2021 году, началась в полдень понедельника 18.01 в пресс-центре нашего Бюро пресс-конференции бывших участников послевыборных протестов на алматинской площади Республики 10 января, где они подверглись незаконному девятичасового удержанию со стороны полицейского спецназа. А у наших российских соседей эта неделя началась чуть раньше – поздним вечером воскресенья 17.01 известными событиями в московских аэропортах «Внуково» и «Шереметьево» и продолжилась уже в понедельник 18.01 в подмосковном городе Химки.
Напомню, что воскресным вечером 19:30 по московскому времени в первом из названных аэропортов должен был приземлиться самолёт из Берлина с российским оппозиционером Алексеем Навальным и сопровождавших его журналистами. Однако российские власти, по ряду причин категорически не желавшие его возвращения на родину, продержали самолёт в воздухе лишние три часа, так и не позволив ему сесть во «Внуково» и в конце концов посадили его в «Шереметьево». При этом в обоих аэропортах полиция грубо оттесняла людей, приехавших встречать Навального, несколько десятков человек задержали.
Самого Алексея Навального задержали при прохождении паспортного контроля и доставили в отдел полиции города Химки, где он провёл ночь в камере, а наутро понедельника прямо в стенах горотдела начался суд по применению к нему меры пресечения. В Химкинский городской суд, как можно было бы ожидать, Навального не доставляли, а судили прямо в полиции. Вот как он на это отреагировал:
«Я не понимаю, что происходит. Меня минуту назад вывели из камеры на встречу с адвокатами. Я пришёл сюда, а здесь происходит заседание Химкинского суда по ходатайству начальника полиции Какие-то люди меня снимают на камеру, какие-то люди сидят в зале, и всё это называется открытое заседание суда, где рассматривается вопрос о моем взятии под стражу. Почему заседание суда происходит в полиции, я не понимаю. Это невозможно – то, что происходит здесь. Это в наивысшей степени беззаконие», – говорит Навальный на видеозаписи, которую его сторонники разместили в его телеграмм-канале.
Тот факт, что этот суд проходил не в здании Химкинского городского или какого-либо другого суда, а в здании горотдела полиции – явное нарушение закона: российское законодательство не предусматривает понятия «выездное заседание». Таковые иногда устраивались в оветские времкена – например, знаменитый судебный процесс будущего Нобелевского лауреата по литературе, а в то время 24-летнего непризнанного поэта Иосифа Бродского проходил в Доме культуры одного из ленинградских заводов.
В принципе можно сказать, что это нарушение – далеко не самое страшное хоть в истории 1964 года с осуждением Иосифа Бродского, хоть в новейшем случае с Алексеем Навальным: дескать, если бы суд проходил бы в суде, едва ли он был оказался более справедливым. По итогам химкинского судилища Навальный осуждён на 30 суток ареста, то есть формально будет сидеть до 15 февраля. Однако едва ли в этот день он выйдет на свободу, потому что на 29 января назначено рассмотрение требования Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) о замене Навальному условного срока (который вообще-то истйк ещё 30 декабря прошлого года) на реальный.
Возвращаясь к вопросу о проведении судебного заседания не в суде, а в здании полиции, я хотел бы провести некоторую российско-казахстанскую аналогию. Озирая российские события с нашей казахстанской колокольни, отмечу следующий факт. В июне 2019 года в ходе разгона силовиками массовых протестов после президентских выборов административные суды над задержанными демонстрантами массово происходили в райотделах полиции, куда приезжали судьи адмсуда с прокурорами, а адвокатов вообще не допускали. Надо ли говорить, что казахстанское законодательство также не предусматривает института выездных судебных заседаний.
Выходит, российские полицейские, прокуроры и судьи в январе 2021-го что-то переняли у своих казахстанских коллег времён президентских выборов июня-2019. А вот при разгоне и задержаний людей, приехавших встречать Навального в аэропортах «Внуково» и «Шереметьево», московские полицейские почему-то не додумались применить кетлинг — фирменного приёма алматинских полицейских времён празднования Дня независимости-2020 и парламентских выборов-2021. Есть ещё чему поучиться удалым опричникам Путина у суровых нукеров Токаева и Назарбаева!