Мы продолжаем нашу кампанию «Обязался – делай!», где мы говорим о решениях Комитетов ООН, вынесенных в отношении Республики Казахстан.
В рамках кампании мы взяли интервью у экспертов, которые составляли дорожные карты по решениям Комитетов.
Давайте узнаем, что такое «дорожная карта» и почему важно исполнение решений для государства. На этот раз мы беседуем со столичным адвокатом Ляззат Темиржановой.
– Здравствуйте, Ляззат Ахметжановна! Благодарим Вас, что уделили время для интервью.
Вы писали дорожную карту по решению Комитета ООН против пыток (далее — КПП) по сообщению Мумина Насирова, скажите пожалуйста, это первый Ваш опыт в написании подобной работы?
Ляззат Темиржанова: Да, это был мой первый опыт по подготовке подобного вида работ.
– Не могли бы Вы вкратце представить нашим читателям, что собой представляет дорожная карта по решениям Комитетов ООН?
Ляззат Темиржанова: Это краткое видение эксперта о том, что необходимо предпринять согласно решению Комитета, анализ законодательства: наименование нормативного правового акта и норма, подлежащая изменению, практики применения в других странах: государственный орган и процедура исполнения решения, шаги необходимые для принятия — орган государства, ответственный за исполнение и общественные организации, заинтересованные в оказании содействия, схема исполнения решения (кратко): действия, орган, сроки и результат и индикатор исполнения: структурные индикаторы, индикаторы процесса, индикаторы результата, и общий результат, оценка, как это должно происходить.
– Почему важно исполнять решения Комитетов ООН, вынесенные в отношении государства?
Ляззат Темиржанова: Поскольку это на мой взгляд эффективное средство правовой защиты от нарушений, жертвой которых стали граждане, при этом Государство-участник обязано обеспечить, чтобы впредь таких нарушений не было.
– Как неисполнение обязанностей по Конвенции против пыток, а также Факультативного протокола к ней, может отразиться на государстве?
Ляззат Темиржанова: Национальный превентивный механизм (НПМ), реализуемый в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток требует проведения регулярных и систематических посещений всех мест, где содержатся или могут содержаться задержанные. Главными задачами НПМ являются анализ условий и обращения с задержанными и мониторинга мест лишения свободы. При этом обязательство всех Государств предотвращать пытки и другие формы жестокого обращения, запрещено использование доказательств, полученных с помощью пыток, в любых юридических, административных или иных процессах.
– Какие статьи Конвенции Комитет признал нарушенными государством по Вашей дорожной карте? Не могли бы Вы вкратце пояснить, что это за статьи, какие права человека нарушены были государством?
Ляззат Темиржанова: Выдача лица иностранному государству, если имеются веские основания полагать, что там ему угрожают пытки. Нарушены статьи 3, 6 и 7 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, то есть ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Заявитель утверждает, что выдача его брата в Узбекистан будет представлять собой нарушение прав по вышеуказанным статьям Конвенции. Последний содержится в следственном изоляторе Министерства внутренних дел г. Уральск (Казахстан), где ожидает своей выдачи в Узбекистан. Комитет пришел к выводу о том, что брат заявителя, который обвиняется в терроризме, нарушении конституционного строя Узбекистана, незаконном создании религиозной организации, изготовлении и распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку, создании религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организаций и участии в них в связи с его предполагаемым участием в организации андижанских событий, убедительно доказал наличие предсказуемой, реальной и личной опасности применения пыток по возвращении в Узбекистан. В силу этого Комитет заключил, что с учетом обстоятельств данного дела выдача государством-участником заявителя в Узбекистан явится нарушением статьи 3 Конвенции, также Комитет действуя в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Конвенции заключил, что выдача брата заявителя Узбекистану будет представлять собой нарушение статьи 3 Конвенции. Согласно пункту 5 своих правил процедуры Комитет предлагает государству-участнику в течение 90 дней с момента препровождения настоящего решения проинформировать его о мерах, принятых им в соответствии с вышеизложенными замечаниями.
Справочно: 11 мая 2012 года Управление миграционной полиции Департамента внутренних дел Западно-Казахстанской области приняло решение № 1 об отказе в предоставлении статуса беженца его брату на тех же основаниях, на которые сослалась Комиссия. 17 мая 2012 года брат заявителя обжаловал решение суда № 2 города Уральск от 27 марта 2012 года и решение Западно-Казахстанского областного суда от 7 мая 2012 года. 31 мая 2012 года Кассационная судебная коллегия Западно-Казахстанского областного суда отклонила апелляцию, вновь заявив, что решение Комиссии по осуществлению процедуры предоставления, продления, лишения и прекращения статуса беженца при Управлении миграционной полиции Департамента внутренних дел Западно-Казахстанской области об отказе в предоставлении статуса беженца брату заявителя «не обязательно для выполнения» и что решение Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел не было обжаловано отдельно. На момент представления юристы брата заявителя готовили апелляцию на решение Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел от 11 мая 2012 года. Вопрос о том, угрожает ли брату заявителя применение пыток по возвращении в Узбекистан, был рассмотрен лишь Западно-Казахстанским областным судом в его решении от 7 мая 2012 года. Суд попросту отверг обвинения брата автора сообщения, заявив, что нет «конкретных доказательств или оснований», подтверждающих, что брат заявителя будет подвергнут пыткам, и не оценив или даже не приняв к сведению представленные доказательства существования постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека в Узбекистане и многочисленные сообщения о том, что лица, обвиняемые в терроризме и участии в андижанских событиях, регулярно подвергаются пыткам.
Нами предложено в Закон РК «О беженцах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.): включить в ст.1 Закона определение — «временное убежище» — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Республики Казахстан (по аналогии с Законом РФ «О беженцах») , ст.9 Закона дополнить пп. 1-1 словом — временное убежище, норму, предусматривающую возможность предоставления временного убежища беженцам, если вопрос о статусе беженца не решается, сроком на 6 месяцев.
– Были ли у Вас трудности в написании дорожной карты?
Ляззат Темиржанова: Да были, поскольку предстояло поработать с большим количеством эмпирического материала и новых форм аналитики
– Будут ли у Вас комментарии по нашему проекту «Имплементация Решений Комитетов ООН»?
Ляззат Темиржанова: Думаю, что необходимо такие работы продолжать поскольку они актуальны
– Спасибо Вам, Ляззат Ахметжановна, за время и за помощь в реализации нашей работы!
Другие интервью и материалы по Решениям комитетов ООН по Казахстану смотрите на странице на нашем сайте: https://kkassiyet.wordpress.com/intdocs/undocs/decisionsuncom/
В рамках проекта общественного объединения «Қадір-қасиет» «Имплементация решений договорных органов ООН» при поддержке Королевства Нидерландов.
ИСТОЧНИК:
Интернет-сайт ОО «Кадыр-Касиет»
kkassiyet.wordpress.com/2020/12/07/lyazzat_temirzhanova_interview2020/