Мы продолжаем нашу кампанию «Обязался – делай!», где мы говорим о решениях Комитетов ООН, вынесенных в отношении Республики Казахстан.
В рамках кампании мы взяли интервью у экспертов, которые составляли дорожные карты по решениям Комитетов. Давайте узнаем, что такое «дорожная карта» и почему важно исполнение решений для государства.
Интервью с Хасеновым Муслимом Ханатовичем, PhD, автор дорожной карты по решению Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по сообщению №45/2012.
– Здравствуйте, Муслим Ханатович! Благодарим Вас, что уделили время для интервью. Вы писали дорожную карту по решению Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее – КЛДЖ) по сообщению Анны Белоусовой, скажите пожалуйста, это первый Ваш опыт в написании подобной работы?
Муслим Хасенов: Да, подобную Дорожную карту составлял впервые.
– Не могли бы Вы вкратце представить нашим читателям, что собой представляет «дорожная карта» по решениям Комитетов ООН?
Муслим Хасенов: Дорожная карта по решениям Комитетов ООН представляет собой документ, в котором систематизируется и актуализируется вся информация по ходе выполнения решений Комитетов ООН в рамках международных обязательств Казахстана. Дорожная карта содержит изложение, суть конкретного дела (фабулу), резолютивную часть решения Комитета ООН, детали по исполнению (или не исполнению) их Казахстаном, описание каждого из стандартов прав и свобод человека, затронутого в соответствующей жалобе, анализ законодательства Казахстана и правоприменительную практику в других странах, а также меры, необходимые для принятия (шаги по исполнению решения) и индикаторы исполнения.
– Почему важно исполнять решения Комитетов ООН, вынесенные в отношении государства?
Муслим Хасенов: Во-первых, права и свободы человека являются высшей ценностью государства, это прямо прописано в Конституции; во-вторых, обязательным условием принятия жалобы Комитетом ООН является исчерпание заявителем внутренних средств правовой защиты – жалобы сначала должны быть доведены до сведения соответствующих национальных властей, вплоть до самой высокой из имеющихся инстанций, поэтому сам факт принятия жалобы и тем более – по ней решения говорит об исключительности ситуации; в-третьих, ратифицировав соответствующую Конвенцию, Пакт или протокол к ним, Казахстан взял на себя международное обязательство признавать юрисдикцию Комитета.
– Как неисполнение обязанностей по Пакту о гражданских и политических правах может отразиться на государстве?
Муслим Хасенов: МПГПП, безусловно, является одним из основополагающих международных договоров, он входит в так называемый Международный билль о правах человека, поэтому неисполнение обязанностей по данному Пакту очень негативно влияет на репутацию государства. Помимо репутационных проблем у государства могут возникнуть проблемы, связанные с ухудшением инвестиционной привлекательности, поскольку неблагоприятная ситуация с правами человека влияет на инвестиционный климат и доверие инвесторов.
– Какие статьи Конвенции Комитет признал нарушенными государством по Вашей дорожной карте? Не могли бы Вы вкратце пояснить, что это за статьи, какие права человека нарушены были государством?
Муслим Хасенов: В моей Дорожной карте раскрыты факты нарушения государством статьи 2 и 5 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а именно безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия; принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин. Государство приняло на себя обязательство изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.
Суть дела такова: гражданка, работая в сельской школе, подверглась сексуальным домогательствам со стороны руководителя, была уволена, обратилась в вышестоящие организации образования, полицию, прокуратуру с жалобами на, её жалобы были отклонены. В свою очередь бывшим руководителем был подан иск о защите чести, достоинства, деловой репутации, с гражданки в его пользу судом было принято решение о взыскании в пользу морального вреда, возмещении судебных расходов, на неё были возложены обязанности об отзыве жалоб, принесении публичных извинений. Поданные ею апелляционная и кассационная жалобы на решение суда оставлены без удовлетворения. Обращалась с жалобой в Генеральную прокуратуру, но получила отказ. Исчерпав все доступные правовые механизмы защиты, обратилась в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН. На 61-ой сессии Комитета в 2015 году были сделаны выводы о не выполнении обязанности учета гендерных факторов при рассмотрении жалобы органами и судами Республики Казахстан, с разъяснением нарушения прав автора на труд и на равное обращение при отказе в продлении трудового договора, представляющего собой дискриминацию по половому признаку. Было рекомендовано предоставить ей соответствующее возмещение. Ей причинены моральные страдания, от которых резко ухудшилось зрение, потеряна трудоспособность, являясь инвалидом первой группы. До настоящего времени решение Комитета ООН Казахстаном не исполнено.
– Были ли у Вас трудности в написании дорожной карты?
Муслим Хасенов: Особых трудностей не возникало, за исключением колоссального объема материала, который необходимо было проанализировать.
– Будут ли у Вас комментарии по нашему проекту?
Муслим Хасенов: В рамках Дорожной карты мной предложено внести поправки в Трудовой кодекс РК, Закон РК «О равных правах и возможностях мужчин и женщин», Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 7 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда». Необходимо на законодательном уровне ввести понятие домогательств и установить механизм защиты от домогательств. Важной задачей является ратификация Конвенции об искоренении насилия и домогательств в сфере труда от 21 июня 2019 года (Конвенция МОТ №190). Также рекомендовано разработать НПА, устанавливающий механизм защиты физических лиц от сексуальных домогательств, с введением процедуры подачи жалоб и порядка их рассмотрения уполномоченным органом (в т.ч. оказывать помощь жертвам, собирать данные и публиковать соответствующие доклады). Обосновано создание горячей линии, системы подачи онлайн-жалоб по вопросам домогательств. В целом, к сожалению, Казахстан находится на самых низких позициях по данному вопросу, мы входим в 50 стран мира, где в законодательстве нет понятия «сексуальные домогательства на рабочем месте», в 57 стран мира, где сексуальное домогательство на рабочем месте не преследуется в уголовном порядке. В 140 странах это понятие закреплено законодательно и в 133 странах мира сексуальное домогательство на рабочем месте – это уголовно наказуемое деяние (по данным доклада Всемирного Банка Women, Business and the Law 2020). Есть над чем задуматься…
– Спасибо Вам, Муслим Ханатович, за время и за помощь в реализации нашей работы!
Другие интервью и материалы по Решениям комитетов ООН по Казахстану смотрите на странице на нашем сайте: https://kkassiyet.wordpress.com/intdocs/undocs/decisionsuncom/
В рамках проекта общественного объединения «Қадір-қасиет» «Имплементация решений договорных органов ООН» при поддержке Королевства Нидерландов.
ИСТОЧНИК:
Интернет-сайт ОО «Кадыр-Касиет»
kkassiyet.wordpress.com/2020/12/07/khasenov_muslim_interview2020/