• Главная
  • >
  • 10 декабря – Всемирный день прав человека

10 декабря – Всемирный день прав человека

10.12.2020

10 декабря 1948 года на сессии Организации Объединённых Наций в Париже была принята Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), ставшая главным документом ХХ столетия в правозащитной сфере. В знак признания этого факта и в память об этом событии в десятый день декабря мы отмечаем Всемирный день прав человека.

В историческом плане принятие ВДПЧ подводило черту под кровавым опытом двух мировых войн первой половины ХХ века и длинного ряда революций и контрреволюций во многих странах. Декларация также аккумулировала в себе главные интеллектуальные достижения европейского человечества, по крупицам формулировавшиеся на протяжении семи веков в таких исторических документах, как британские Magna Charta (1205) и Habeas Corpus Act (1679), американская Декларация независимости (1776) и Декларация прав человека и гражданина (1789).

Будучи, как уже говорилось выше, итоговым документом первой половины ХХ века, декларация одновременно намечала главные направления развития человечества на вторую половину того же века плоть до рубежа тысячелетий и даже после него, что мы и констатируем сейчас на переходе из второго десятилетия XXI века в его третье десятилетие.

Следует отметить, что даже и принятие ВДПЧ при всей уникальности и важности этого события было не завершением, а началом того пути, на котором следующей вехой стало принятие в декабре 1966 года Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), а в августе 1975 года – Заключительного акта Хельсинкского совещания с особым разделом о правах человека так называемой Третьей корзиной. А впереди ещё были исторические события 1989-91 годов в бывшем СССР и странах социалистического лагеря, крушение которого давало освобождённым народам исторический шанс войти в европейский мейнстрим, каковым шансом одна часть этих стран воспользовалась, а другая не смогла или не захотела.  

Возвращаясь к исторической ситуации принятия ВДПЧ, нельзя не отметить парадоксальность того факта, что за принятие декларации проголосовали делегации не только демократических стран Запада, но также и делегации сталинского СССР и стран только что сформированного соцлагеря, который правильнее было бы называть социалистическим концлагерем. При этом тоталитарные режимы этих стран нисколько не уважали и не соблюдали положений ВДПЧ.

Достаточно сказать, что ни сразу её после принятия, ни на протяжении сорока лет после него в СССР так и не был опубликован её текст, впервые опубликованный лишь на исходе советской эпохи в 1988 году. До начла или середины 60-х текст ВДПЧ вообще не был известен советским людям, и только после возникновения в 1965 году правозащитного движения текст ВДПЧ начал распространяться в самиздате, за чтение которого полагался тюремный срок. Изъятые же при обысках у диссидентов машинописные листки с текстом ВДПЧ фигурировали в протоколах и приговорах как доказательства преступной деятельности в виде антисоветской пропаганды.

При этом сами по себе словосочетание «права человека» и «гражданские свободы» в принципе не были запрещёнными – напротив, официально говорилось, что только при социализме они м соблюдаются, тогда как в странах буржуазной псевдодемократии остаются пустыми декларациями. И только горбачёвская перестройка, да и то не сразу, покончила с этим обманом и сделала достоянием гласности реальное положение вещей. Крушение же в 1991 году прежней системы и образование новых независимых государств порождало большие надежды на то, что в теперь всё будет по другому.

У нас в Казахстане такие надежды подкреплялись на символическом уровне уже самим выбором даты провозглашения государственной независимости РК на шестой день после тогдашней некруглой годовщины принятия ВДПЧ. Так с тех пор и соседствуют в календаре Всемирный день прав человека с казахстанским Днём независимости, хотя после кровавого празднования 20-летнего юбилея независимости в Жанаозене-2011 вспоминать о правозащитной составляющей казахстанского Дня независимости можно лишь с позиции «от противного».

В формально-юридическом плане Республика Казахстан уже по факту своего образования, а затем и вступления в ООН в январе 1992 года обязалась соблюдать все положения ВДПЧ. Аналогично и по факту присоединения Казахстана к Международному пакту о граждански и политических правах в декабре 2005 года наше государство обязалось соблюдать все положения МПГПП. О том, как выполняются, а на самом деле не выполняются, а нарушаются и попираются нашим государством фундаментальные положения обоих этих документов, хорошо известно всем казахстанцам, кто хоть раз пытался воспользоваться каким-либо из своих прав и столкнулся с реакцией на это госорганов, силовых структур и спецслужб.

Однако даже и наша казахстанская, более чем печальная ситуация с соблюдением государством наших политических и гражданских прав не идёт ни в какое сравнение с ситуацией в соседней с нами России и союзной с нею Белоруссии. В первой из названных в этом году грубо и цинично обнулили конституцию, полностью выхолостив её правозащитную основу, заложенную в 1993 году. В Беларуси же непризнание президентом-диктатором своего поражения на выборах 9 августа и узурпация им власти привели к массовым гражданским протестам, которые продолжаются вот уже ровно четыре месяца и сопровождаются жёсткими разгонами протестующих, пытками и издевательствами над задержанными и арестованными, жестоким и унизительным обращением с ними и политическими убийствами.

У нас в Казахстане нечто подобное, хотя и в масштабах не всей страны и ней столицы, а всего лишь одного небольшого города, происходило в 2011 году в Жанаозене, где расстрелу демонстрантов в день 20-летия независимости РК предшествовали семь месяцев мирных уличных протестов. Нам не дано пред­угадать, разрешится ли белорусский кризис чем-то подобным (не дай бог) или же народный протест наконец одолеет замшелую диктатуру (очень хотелось бы дожить до этого).

Но вот как замечательно отметили четырёхмесячную годовщину белорусских протестов и одновременно День прав человека страны Европейского союза, приняв накануне 10 декабря постановление Совета ЕС о глобальном санкционном режиме для нарушителей прав человека. Согласно этому документу, новые санкции будут вводиться против физических и юридических лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, пытки и другое бесчеловечное обращение, внесудебные расправы, насильственные исчезновения, произвольные аресты и задержания, нарушения свобод мирных собраний и ассоциаций, мнения и выражения, религии и убеждений.

Применение санкций возможно не только против непосредственных нарушителей прав человека, но и против тех, кто предоставляет им финансовую, техническую или материальную поддержку, а также каким-либо образом причастен к нарушениям – планирует их, руководит ими, помогает в их осуществлении, участвует в подготовке. Документом предусмотрены два вида санкций – заморозка активов нарушителей и запрет на въезд в страны Евросоюза. Постановление вступило в силу 8 декабря, а сегодня ожидается оглашение первого санкционного списка, каковой публикацией Евросоюз намерен отметить Всемирный день прав человека.