В 2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов ООН, тем самым взяв на себя множество обязательств по отношению к этой категории граждан. Что изменилось в стране за минувшие пять лет?
«СИДИТЕ ДОМА»
Основательница общественного объединения «Арба» в Уральске 42-летняя Гульмира Батпакулова вопросами жизни людей с инвалидностью занимается 14 лет. В инвалидном кресле она оказалась более 20 лет назад, получив перелом позвоночника в дорожной аварии. Годы ушли на психологическую и физическую адаптацию к новой жизни. Всё это время, говорит она, помощь ей оказывали только близкие люди.
Создать общественное объединение, которое существует уже 11 лет, Гульмира вместе с единомышленниками также решила в отсутствие поддержки со стороны государства и общества.
— На тот момент было областное общество инвалидов, но оно было пассивным. Они не помогали никак… В городе не было единого места, единого центра, где мы могли бы собираться. Мы — это люди с инвалидностью, особенно люди с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, — говорит она.
Шесть лет спустя после того, как «Арба», помогающая людям, передвигающимся на инвалидной коляске, заработала в Уральске, Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов Организации Объединенных Наций (ООН). Так страна взяла на себя целый ряд обязательств по отношению к людям с инвалидностью: гарантировать им достаточный уровень жизни, социальную и правовую защиту и многое другое.
«Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства» — так в самом документе описаны его задачи.
Батпакулова говорит, что не видит особых улучшений за минувшие пять лет. По ее словам, препоны, существовавшие на момент ратификации конвенции, сохраняются и по сей день.
— Дискриминация, недоступность окружающей среды, ущемление прав — всё это актуально до сих пор. Даже местные исполнительные органы нам говорят: «Зачем вам общественный транспорт? Сидите дома». Так же рассуждают предприниматели: «Зачем вам корпоративы или банкеты? Вы смущаете наших посетителей», — рассказывает Батпакулова.
«МЫ ВСЁ ЕЩЕ НЕ МОЖЕМ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА»
Накануне Международного дня людей с инвалидностью, отмечаемого 3 декабря, в правительстве прошло заседание, на котором министр труда и социальной защиты населения рассказал о том, как его ведомство решает проблемы людей с инвалидностью, и отчитался о реализации специального национального плана из 64 мероприятий, рассчитанного до 2025 года.
Биржан Нурымбетов, назвав сферу содействия людям с инвалидностью «одной из важнейших задач в деятельности правительства», в частности, отметил, что в стране на 12 процентов увеличена сумма, выделяемая на социальные выплаты и обеспечение инвалидов, а за год трудоустроено 13 тысяч человек.
Люди с инвалидностью жалуются на сбои с выдачей зарплат их помощникам
Министр пообещал также, что к 2025 году в Казахстане реабилитационными центрами охватят 100 процентов нуждающихся (сейчас этот показатель составляет лишь 47 процентов), трудовую занятость — повысят на семь процентов, а к 2021 году во всех регионах откроют центры социальной поддержки и трудоустройства в рамках государственного соцзаказа.
В столь же оптимистичном ключе был написан и обязательный доклад, который Казахстан три года назад предоставил Комитету по правам инвалидов — органу, отслеживающему реализацию Конвенции о правах инвалидов в присоединившихся странах.
В ответ в 2020 году группа казахстанских неправительственных организаций разработала для комитета ООН список комментариев и вопросов к казахстанскому правительству в связи с этим отчетом. В документе позитивные изменения, произошедшие в стране после ратификации конвенции, изложены на одной странице. Критические комментарии и вопросы — на 17.
Вениамин Алаев, основатель Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева в Алматы, — один из членов группы, разработавшей эти комментарии. По его словам, закулисная работа по реализации конвенции в Казахстане все-таки ведется.
— С момента ратификации для соответствия конвенции изменили десятки законов и подзаконных актов… Появились портал социальных услуг, который призван сократить бюрократические барьеры и ускорить процесс получения товаров и услуг, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации; атлас профессий, подходящих для людей с инвалидностью, где потенциальные работодатели смогут ознакомиться, кому какая должность и профессия подойдёт. Проведена реформа координационного совета по улучшению качества жизни людей с инвалидностью при правительстве, — говорит Алаев.
Сам 41-летний Вениамин живет с инвалидностью с раннего детства (в девятимесячном возрасте у него диагностировали детский церебральный паралич), а правами людей с инвалидностью занимается 11 лет. Несмотря на сложный диагноз, он учился в общеобразовательной школе, с отличием окончил вуз, получил степень MBA, проходил стажировку в Комиссии по правам людей с инвалидностью в США. Своими достижениями, по словам Вениамина, он обязан маме, которая сделала из него «бойца и борца». Но таких, как он, говорит Алаев, в Казахстане единицы.
— Качественно жизнь людей с инвалидностью в нашей стране пока не изменилось. Они все также являются самыми незащищёнными и в большинстве своем реально бедными. Далеко не многие из нас имеют высшее образование и как следствие не могут найти работу в конкурентной среде. Мы все ещё не можем защитить свои права, нам сложно доказать дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, так как в стране нет закона, в котором было бы четко прописано, что есть дискриминация по признаку инвалидности, — говорит он.
«ЛЮДИ ПРОСНУЛИСЬ»
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается более 705 тысяч человек с инвалидностью, заявил министр Нурымбетов. Это четырехпроцентное увеличение по сравнению с прошлым годом. 94 тысячи из них — дети. 181 тысяча — пенсионеры. Лишь 23 процента, или 100 тысяч из 430 тысяч трудоспособных, на сегодня имеют работу.
После ратификации конвенции, отмечают общественники, в сфере защиты прав таких людей наметился один однозначный позитивный тренд — повышение активности.
Так, по словам Вениамина Алаева, возросло число правозащитников из числа людей с инвалидностью, которые пытаются добиться того, чтобы в стране происходило «не только издание законов, но и их фактическое исполнение».
— Правозащитники отстаивают наши права на реабилитацию, образование и трудоустройство, участие в общественной и политической жизни, участие в выборах, и, к сожалению, несмотря на конвенцию, работы пока не становится меньше, — говорит Алаев.
Тенденцию отмечает и Гульмира Батпакулова из общественного объединения «Арба».
— До этого были единичные случаи, а сейчас очень много категорий людей с инвалидностью, которые более-менее активно начали жить, стали проявлять интерес и к своей судьбе, и к качеству жизни. Они стали более или менее грамотными в отношении своих прав, — говорит Батпакулова.
«Мне кажется, с подписанием конвенции люди проснулись», — добавляет она.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»