• Главная
  • >
  • Парламентские и местные выборы: транзит из октября-2020 в январь-2021

Парламентские и местные выборы: транзит из октября-2020 в январь-2021

24.10.2020

Парламентские и местные выборы: транзит из октября-2020 в январь-2021

Подводя в пятницу 23.10 итоги завершающейся рабочей недели, не приходится долго выбирать событие, которое предстоит назвать главным политическим  событием этой недели. Гораздо сложнее выбрать главное правозащитное событие, а вот политическое как раз таки налицо, и дата его совершенно очевидна: 21 октября в Казахстане была официально названа дата предстоящих выборов депутатов нижней палаты парламента и маслихатов всех уровней, чем был официально дан старт предвыборной кампании. Днём голосования названо 10 января 2021 года, то есть на предвыборную кампанию отведено два месяца и две декады – последняя декада октября и два последних месяца текущего года плюс первая декада после Нового года.

Наложение цифр и дат плюс история выборных кампаний

Вот два моих первых соображения по поводу двух этих дат.

Сравнивая дату публикации указа от 21.10.2020 о назначении парламентских и маслихатовских выборов и дату их проведения 10.01.2021, бросается в глаза симметрия двух чисел 21 на левом и правом краях этих двух восьмицифрий. Внутри же каждого из них содержатся два симметричных четвероцифрия, а именно год 2020 и дата 10.01. В одном случае налицо симметрия двоек и нулей, в другом – единиц и нулей, да и порядок цифр малость разный, однако симметрия есть и там, и там.

Сама же дата парламентских выборов 10.01 вызывает у нас в памяти дату президентских выборов 10.01.1999, которые оказались последними в ХХ веке, в то время как парламентские выборы 10.01.2021 будут первыми во втором десятилетии ХХI веке. Есть такая поговорка, согласно которой между первой и второй промежуток небольшой, однако в нашем случае между первым и вторым из названных событий прошло ровно 22 года, что очень даже немало: тогдашние новорожденные теперь смогут впервые в своей жизни проголосовать за своего кандидата в депутаты, если только найдут за кого.

А ещё я сейчас подсчитал, что новые парламентские выборы будут девятыми за последние тридцать лет. Из прежних восьми электоральных событий первые четыре прошли ещё в ХХ столетии, а следующие четыре – уже в XXI веке – тоже симметрия! Однако обратимся к хронологии выборных кампаний, собрав в единый столбец точные даты голосований и указав дальнейшую судьбу избранных тогда парламентов.

● 11 марта 1990 г. – выборы депутатов Верховного совета Казахской ССР XII созыва, который 16 декабря 1991 года примет конституционный закон о государственной независимости Республики Казахстан, а в ноябре 1993-го самораспустится по инициативе как бы самих депутатов, а на самом деле по указке из президентской администрации.

● 7 марта 1994 г. – выборы депутатов Верховного совета Республики Казахстан  XIII созыва, который потом был распущен в марте 1995-го на основании решения Конституционного суда по жалобе одного не прошедших кандидатов на нарушения избирательного законодательства в отдельно взятом избирательном  округе.

● 9 декабря 1995 г. – выборы депутатов Мажилиса I созыва после двух референдумов и восьми месяцев существования Казахстана вообще без какого-либо парламента. Избранные же 9.12.1995 мажилисмены менее чем через три года как бы неожиданно проголосовали в октябре 1998-го за назначение досрочных выборов президента на 10.01.1999, а парламентских – на 10.10.1998.

● 10 октября 1999 г. – выборы депутатов Мажилиса II созыва, который просуществует почти полные четыре года, что было большим прогрессом по сравнению с первым составом Мажилиса и последним Верховным советом.

● 19 сентября 2004 г. – выборы депутатов Мажилиса III созыва, который прозаседает не четыре, а три года, а вот почему он был распущен досрочно, уже и не вспомнишь.

● 18 августа 2007 г. – выборы депутатов Мажилиса IV созыва, впервые прошедшие только по партийным спискам.

● 15 января 2012 г. – выборы депутатов Мажилиса V созыва.

● 20 марта 2016 г. – выборы депутатов Мажилиса VI созыва.

Теперь же нам предстоят выборы депутатов Мажилиса VII созыва – пятые в новом столетии и девятые за тридцать лет.

За строкой предвыборного обращения главы государства

Публикация указа президента РК о назначении выборов депутатов Мажилиса и постановления Центральной избирательной комиссии о назначении выборов депутатов маслихатов всех уровней сопровождалась обращением к народу Касым-Жомарта Токаева. Некоторые фрагменты этого обращения нам хотелось бы прокомментировать.

Вот например, как глава государства поясняет выбор даты выборов: «Предстоящие выборы состоятся в конституционные сроки. У всех политических партий было время на подготовку к участию в предстоящей избирательной кампании, разработку предвыборной платформы, совершенствование партийной инфраструктуры». Здесь напрашивается такой вопрос: точно ли время на подготовку к выборам было у ВСЕХ политических партий, включая сюда и официально запрещённых в 2018-м и 2019 годах движений «Демократический выбор Казахстана» и «Коше партиясы»? Или же сторонникам этих движений достаточно времени для подготовки к предстоящим выборам (не обязательно к предстоящим в январе 2021-го) предоставляется в местах лишения свободы, куда их то и дело отправляют?

Далее в своём обращении глава государтва указывает на тот факт, что «до начала новой избирательной кампании предприняты меры по политической модернизации, развитию многопартийности и расширению гражданского участия в общественно-политической жизни нашей страны». В подтверждение этого тезиса глава государства указывает на принятие поправок в законы о парламенте и статусе его депутатов и о парламентских комитетах и комиссиях, которыми вводится институт парламентской оппозиции и регламентация её деятельности.

Как пример такой регламентации говорится, что «избрание одного председателя и двух секретарей постоянных комитетов Мажилиса будет осуществляться из числа депутатов парламентской оппозиции. Кроме того, парламентская оппозиция наделяется правом инициировать проведение парламентских слушаний не менее одного раза в течение одной сессии, а также определять повестку дня правительственного часа не менее двух раз в течение одной сессии». Всё это звучит довольно заманчиво, но много ли от этого толку, если статус парламентской оппозиции будет официально закреплён за всё теми же «Акжолом» и КНПК – фактически правым и левым ответвлениями «Нур Отана», подобно как и в российской Госдуме КПРФ и ЛДПР подпирают с двух сторон «Единую Россию». 

Процитированный выше фрагмент из обращения Токаева завершается ещё одним пассажем о новых послаблениях (или привилегиях?) для статусной оппозиции. «При этом руководителям фракций политических партий предоставляется гарантированное право выступления на совместных заседаниях палат парламента, пленарных заседаниях Мажилиса, заседаниях постоянных комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и иных мероприятиях». Всё это тоже звучит весьма заманчиво, однако возникает вопрос: а разве право выступления на заседаниях палат и комиссий не подразумевается самим статусом депутата? Чем-то это напоминает гипотетический закон о гарантированном праве той или иной категории граждан пользоваться общественным транспортом. А если дать волю совсем уж неприличным ассоциациям, то здесь возникнет рифма с небезызвестным фильмом «Борат», в котором некий казахстанский журналист радостно сообщает американцам о том, что в его (нашей) стране женщинам наконец-то разрешили водить машину, а представителям одной из этнических диаспор разрешено не носить жёлтых звёзд на одежде.

Особой строкой глава государства выделил усовершенствования в процедуру выборов депутатов местных органов власти. Как пример такого нововведения сообщается о том, что «предстоящие выборы в маслихаты впервые пройдут по партийным спискам. Пропорциональная модель полностью соответствует мировой демократической практике, способствует укреплению политической системы, развитию демократии, активизирует деятельность политических партий». Здесь хотелось бы получить такое уточнение: выборы в маслихаты впервые пройдут В ТОМ ЧИСЛЕ И по партийным спискам или ТОЛЬКО по оным? Иначе говоря: кандидаты от партий будут участвовать в выборах ВМЕСТЕ с кандидатами от неправительственных и некоммерческих организаций и с самовыдвиженцами или ВМЕСТО оных?

Впрочем, при любом ответе на этот вопрос ясно, что выдвигаться кандидатами в маслихат Алматы по любому не смогут такие общественные активисты, как Альнур Ильяшев и Асия Тулесова, в отношении которых были заблаговременно вынесены политически мотивированные судебные решения, ограничившие их гражданские и политические права путём запрета на общественную деятельность.

«Обновленный состав парламента и местных представительных органов сосредоточит свое основное внимание на качественном законодательном обеспечении социально-экономических реформ в нашей стране. Предстоящие выборы вновь продемонстрируют твердую приверженность Казахстана последовательной демократизации и модернизации политических институтов, которые обеспечат обновление политической системы страны», – говорится в завершающей части обращения. Демократизация и модернизация – хорошее дело, вполне укладывающееся в концепцию транзита власти, признаки которого мы с большим трудом или вовсе тщетно высматриваем вокруг себя вот уже полтора с лишним года после формальной смены президентов страны.