Странно было бы иначе

16.10.2020

Апелляционная инстанция оставила в силе очередное решение по ограничению свободы человеку, высказавшего свое мнение. Адвокат напрасно ссылался на светил лингвистики – у суда своя логика.   

13 октября 2020 г. апелляционная коллегия по уголовным делам областного суда ВКО рассмотрела апелляционную жалобу Руслана Нурканова, осужденного 21 августа Улановским районным судом на полтора года ограничения свободы за «поддержку ДВК».

Согласно обвинительному акту и приговору суда следует, что Нурканов опубликовал через свой аккаунт «Бура Найман» в социальной сети «Facebook» текст следующего содержания «Я поддерживаю программу ДВК и Мухтар Кабыловича Аблязова», тем самым совершил уголовное правонарушение, предусмотренное ч.2. ст.405 УК РК.

В ходе судебного разбирательства подсудимый не отрицал и не отрицает факт того, что с аккаунта «Бура Найман» был сделан репост вышеуказанного текста.

Действительно он нажал кнопку «Поделиться» и текст поста автоматически отобразился на его странице, но при этом ниже указан непосредственный автор поста, который был виден на скриншоте опубликованного текста. Однако органом досудебного расследования, как и судом первой инстанции, это обстоятельство не было принято во внимание. Более того, распечатка скриншота, опубликованного текста и приобщенного к материалам уголовного дела, не содержит сведения об истинном авторе публикации. Намеренно или непреднамеренно это сделано органом досудебного расследования, неизвестно. В таком же виде (без настоящего автора) текст поста был представлен для проведения экспертизы.

Позиция защитника Нурканова на судебном заседании была предельно четкой и логичной.

Согласно доводам, представленным адвокатом, следует, что участие – это совместная с кем-нибудь деятельность, сотрудничество в чем-нибудь. Данное определение дано согласно толковому словарю русского языка (составитель Ожегов С.И.). Аналогичное толкование дается и в толковом словаре под редакцией Ушакова Д.Н. Хотелось бы отметить, что Ожегов был советским лингвистом, лексиографом, доктором филологических наук, профессором, не менее знаменит был и русский лингвист, профессор Ушаков.

По мнению адвоката, Нурканов попросту поделился чужой публикацией, что никоим образом нельзя отнести и расценивать как участие в деятельности движения «Демократический выбор Казахстан».

В силу требований ст. 20 Конституции Республики Казахстан» следует: Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.

Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

Получается, что суд первой инстанции признал Нурканова виновным в совершении уголовного правонарушения за репост текста, автором которого он не являлся.

Кроме этого, даже непосредственно сама публикация не является и не может быть оценена, как участие в деятельности общественного или религиозного объединения, или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.

После запретов «за экстремистскую деятельность» без предоставления каких-либо оснований двух оппозиционных движений – Демократический выбор Казахстана и Коше партиясы – преследование их сторонников и тех, кто так или иначе выражает поддержку движениям – приобретает характер политических репрессий. В настоящее время в заключении находится пять человек, так или иначе связанных с деятельностью или выражением симпатий ДВК. В тюремных изоляторах в ожидании суда пребывает еще семь человек. Десятки человек осуждены на сроки ограничения свободы. Другие формы преследования исчисляются уже сотнями.

Вместе с тем география сторонников запрещенных оппозиционных движений (судя по возбуждаемым уголовным делам и другим формам репрессий) охватила уже все регионы Казахстана.