В пятницу 2 октября в одном из дворов жилого квартала, ограниченного с юга проспектом Абая, с востока – улицей Байзакова, а с севера – комплексом зданий департамента Комитета национальной безопасности РК по городу Алматы, прошёл брифинг для журналистов и блогеров, организованный жителями домов под номерами 279, 279-а и 279-б по улице Байзакова.
Это двухэтажные и двухподъездные 16-квартирные кирпичные дома постройки середины 50-х годов прошлого века, по словам их жителей, не являются ни ветхими, ни аварийными. Совсем недавно дома и дворы между ними были капитально отремонтированы. Дворы утопают в зелени, а среди окружающих их деревьев есть как минимум три роскошных дуба, которых впору брать под охрану как памятники природы общегородского значения.
Есть во дворах и капитальные гаражи, причём не железные коробки, а правильной формы гаражные блоки из кирпича, характерные для старых алма-атинских дворов 50-60-х годов – в более поздние годы так уже не строили.
Однако и дома с гаражами, и детская площадка, и не менее полусотни старых тенистых деревьев во главе с тремя мощными дубами – всё это может в ближайшее время исчезнуть, будучи вырублено и снесено. Жители всех трёх домов получили из управления земельных отношений акимата Алматы предписания об изъятии их квартир (вообще-то давно приватизированных жильцами) в связи с предстоящим сносом домов для государственных нужд. Когда же люди попытались выяснить у чиновников, что это за нужды, те прямо ответили им, что руководство ДКНБ ещё в 2015 году обратилось в акимат с просьбой выделить ему территорию для расширения, а акимат дал на это согласие, а теперь дело наконец дошло до воплощения тех планов.
При этом жителям намеченных к сносу домов не только не предлагают квартир в этом же районе, как это требуется по закону, но и вообще не предлагают никакого жилья, а лишь денежную компенсацию, совершенно не соотносимую с рыночными ценами. На предлагаемые им суммы невозможно купить равноценную квартиру не только в этом районе, но даже и на самых дальних окраинах города – возмущаются жильцы. А многие из них принципиально не желают покидать дома, в которых прожили всю жизнь со времени их постройки.
– Всё это началось 21 февраля, когда к нам пришёл представитель службы управления земельных отношений Кайрат Асылханов и озвучил постановление горакимата об отчуждении земельного участка, на котором стоят наши дома и о передаче его департаменту КНБ для расширения, – рассказал журналистам во время брифинга местный житель Александр Ярош, проживающий здесь с 1961 года.
По рассказам его и других жителей квартала, история вопроса такова. В 1969 году на улице Байзакова было построено длинное пятиэтажное здание управления Комитета госбезопасности Казахской ССР по Алма-Атинской области. Позднее к этому зданию было углом пристроено более короткое пятиэтажное здание для нескольких отделов и управлений Алма-Атинского облисполкома в довесок к зданию самого облисполкома в центре города на проспекте Коммунистическом (ныне Абыла хана).
После обретения Казахстаном государственной независимости КГБ был переименован в КНБ, ещё чуть позже управление повысили до статуса департамента – и началась его экспансия. Постепенно департамент КНБ присоединил к себе как бывшее облисполкомовское здание, так и расположенное по другую сторону квартала двухэтажное здание бывшего участка теплосетей. А совсем недавно за забором построили четырёхэтажное (!!) здание тира, из которого то и дело доносятся выстрелы. «Уж не расстреливают ли там приговорённых, как это делалось в подобных зданиях в 1937 году?» – грустно шутят жители домов, прилегающих к заднему двору департамента.
Кроме того, комитетчики обнесли свои владения высоченным каменным забором вдоль улицы Байзакова, захватив при этом весь тротуар и вырубив все старые деревья, росшие между тротуаром и внешним бордюром. Прохожие, идущие по тротуару западной стороны названной улицы, утыкаются в дэкаэнбэшный КПП и вынуждены дальше идти по проезжей части или переходить на противоположную сторону улицы. Комитетчики объясняют появление каменной стены и КПП особым статусом своего режимного объекта.
Однако вокруг двух зданий следственного департамента республиканского КНБ, расположенных углом друг к другу по улицам Желтоксан и Карасай батыра в самом центре города, никаких таких стен нет – ни глухих каменных, ни даже ажурных металлических заборов Так что вопрос здесь не в режимности объекта, степень которой для здания национального уровня наверняка предусмотрена более высокая, чем для городского, а в недостаточной, скажем так, адекватности руководителей городского департамента, на что не мешало бы обратить внимание их главным начальникам в Астане (пардон, в Нур-Султане).
– Городской акимат должен решать вопросы жителей города, а не спецслужб. Наш дворик – один из старых, тёплых и уютных дворов в этой части города. Наши дома сейсмоустойчивые. Неужели это всё надо снести ради того, чтобы очередной силовой орган построил для себя ещё одно или два здания?! – возмущается жительница одного из домов Татьяна Мельникова.
Как говорилось выше, впервые жителей трёх домов по Байзакова-Абая известили о планах сноса ещё 21 февраля. Добавим, что уже 28 февраля об этом говорили с трибуны градозащитного митинга в парке имени Ганди, и там это сообщение вызвало дружное возмущение собравшихся. Через две недели после того на город и страну навалилась пандемия коронавируса – был объявлен режим ЧП, спустя два месяца он был отменён, но оставлены карантинные меры, которые уже летом то усиливались, то смягчались. Всё это время каких-либо новых движений по сносу трёх домов не происходило, и их жители малость успокоились, надеясь хотя бы на то, что в условиях пандемии, представляющей реальную угрозу национальной безопасности Казахстана, охранителям оной и акиматовским чиновникам стало не до земельного рейдерства. Однако с наступлением осени натиск на жителей приглянувшейся чекистам территории возобновился. По этому поводу защитник своего дома Александр Ярош говорит:
– Новый президент Касым-Жомарт Токаев выдвинул концепцию слышащего государства. Мы поняли её так, что когда возникают споры между гражданами и госструктурами, то государство обязуется выслушать сторону граждан. Но по факту получается, что наше «слышащее государство» нас не слышит.
Ярош и его собратья по несчастью высказывают большое сожаление по поводу того, что орган национальной безопасности, который должен защищать простых граждан страны от террористической и других внешних угроз, в данном случае не только не делает этого, но и сам выступает в качестве угрозы нормальной жизни людей. Они выражают надежду на вмешательство администрации президента и депутатов парламента.