Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» опубликовал первое исследование, озаглавленное «Свобода слова и ЧП», из цикла о ситуации со свободой слова в Казахстане в период чрезвычайного положения, вызванного эпидемией коронавируса.
Первые звоночки о наступающей беде прозвучали в конце января со стороны врача из Алматинской области Думана Айтжанова. Он написал, что коронавирус, несмотря на заверения властей, уже в Казахстане. Власти отреагировали как обычно: в отношении врача возбудили уголовное дело за распространение «заведомо ложной информации» и выкинули с работы. 13 марта уже на официальном уровне было заявлено о первых заболевших, и вскоре полыхнуло. Когда Казахстан попал в число стран лидеров по количеству заболевших на душу населения, дело Айтжанова закрыли.
В итоге эпидемия свалилась на страну как снег на голову, и первые страшные месяцы выявили весь поражающий уровень неподготовленности и неспособности правительства РК действовать в условиях чрезвычайной ситуации, которую легко можно было предугадать.
Примерно такой же подход продемонстрировали казахстанские власти и в информационном поле.
Автор исследования – один из самых известных юристов Казахстана Игорь Лоскутов – выявил целый ряд мест в официальной реакции на пандемию, которые нарушили право граждан на информацию, и кроме того нередко противоречили друг другу. Вот только несколько основных наблюдений.
Он пишет, что «на период чрезвычайного положения была создана и наделена полномочиями, предусмотренными законом «О чрезвычайном положении», Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте РК. Протоколам Государственной комиссии не присваивался статус «Для служебного пользования», тем не менее, они нигде не публиковались. Достоянием общественности стали лишь считанные единицы из полутора десятков решений-протоколов Государственной комиссии. Обычно отдельные моменты их содержания доводились в виде пресс-релизов средствам массовой информации. Получить же исходные документы было невозможно». Вследствие чего «не было четкого понимания ни у населения – куда, как и когда оно могло передвигаться, ни у предпринимателей – относительно четких правил ведения бизнеса».
В очередной раз государство в грубой форме нарушило свои обязательства перед ООН.
«Как известно, Международный пакт о гражданских и политических правах ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III. Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. Устанавливают, что государство-участник, использующее право отступления от положений Пакта, должно немедленно информировать другие государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению», – напоминает юрист. Однако же «на сегодня ничего не известно о том, чтобы Казахстан уведомлял ООН об ограничениях, введенных в период чрезвычайного положения. Возможно, казахстанские власти не считают их ограничениями. Но, например, как минимум десять из 47 стран – членов Совета Европы уведомили Генерального секретаря этой организации об отступлении от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях в связи с коронавирусной инфекцией». И это при том что нынешний президент некогда занимал пост заместителя Генерального секретаря ООН!
Еще один момент, сильно отразившийся на ситуации в обществе – постановления санитарных врачей, которые, как считает Лоскутов, «добавили неразберихи в информационном поле». «Тем не менее, именно данный вид документа был избран для введения разного рода ограничений на территории Республики Казахстан. Постановления санитарных врачей не проходили процедуры официального согласования, опубликования и вводились в действие немедленно после подписания. Тем самым, грубейшим образом нарушалась статья 18 Конституции Республики 10 Казахстан, которая обязывает государственные органы обеспечить гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права. Постановления санитарных врачей практически не публиковались в официальных печатных изданиях и с опозданием появлялись на официальных сайтах местных органов власти и органов здравоохранения».
Зато государство повсеместно нарушало права журналистов и обладающих идентичными с ними правами участников интернет-пространства: блогеров и пользователей социальных сетей. «Однако разрешение на передвижение представителей СМИ действовало только при наличии редакционного задания и для т.н. официальных СМИ, что ограничивало возможности для блогеров, гражданских журналистов и т.д.».
В завершении Игорь Лоскутов делает логичный вывод:
«В целом можно сказать, что в условиях чрезвычайного положения свобода выражения, получения и распространения информации неоправданно ограничивалась».
Полностью с исследованием можно ознакомиться ЗДЕСЬ:
Кроме того, по данной ССЫЛКЕ можно ознакомиться с фактажом того, как нарушались права граждан на получение информации в чрезвычайный период, что также приняло характер пандемии в отдельно взятой стране.