Власти принимают жесткие меры в преддверии возможного митинга 25 сентября, к которому призывает запрещенная в Казахстане оппозиционная организация, считают правозащитники. За последние несколько недель по обвинению в «участии в незаконных митингах» к ответственности привлекли десятки человек.
ОНЛАЙН-СУД В ЛИЧНОМ АВТОМОБИЛЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
21 сентября Целиноградский районный суд Акмолинской области приговорил шымкентского активиста Нуржана Абильдаева к семи суткам административного ареста. Он был наказан за участие в поминках по скончавшемуся при загадочных обстоятельствах в следственном изоляторе Нур-Султана оппозиционному активисту Дулату Агадилу и посещение его могилы в селе Талапкер Акмолинской области 24 июля. Суд признал активиста виновным в «нарушении закона о мирных собраниях».
Абильдаев, сидя в личном автомобиле сотрудника полиции, припаркованной возле его дома, заявил онлайн-суду, что не принимал участия в «митинге» и уехал из дома Агадила на кладбище на автомобиле. Ему не предоставили адвоката. Приговор, зачитанный судьей, Абильдаев и двое его охранявших сотрудников полиции выслушали, стоя на обочине дороги.
Активист не согласен с предъявленными обвинениями. Он говорит, что его слова: «Казахстанцы, проснитесь!» на видеозаписи, представленной в качестве доказательства, «нельзя считать правонарушением». После приговора сотрудники полиции посадили Абильдаева в машину и доставили в спецприемник.
Нуржан Абильдаев – один из десятков активистов, арестованных в Казахстане за последние недели по обвинению в «административном правонарушении». 17 сентября полиция Нур-Султана увезла из дома местного активиста Нурлана Алтынбаева. Во время заседания суда по обвинению в «нарушении закона о мирных собраниях» ему, инвалиду третьей группы, стало плохо, и его доставили в больницу. Алтынбаева также привлекли к ответственности за посещение поминок по Агадилу.
До и после этих поминальных мероприятий более ста активистов в нескольких городах Казахстана были обвинены в «нарушении порядка проведения мирных митингов» и привлечены к административной ответственности. Одних арестовали, других оштрафовали. Многие из них являются активистами, требующими политических реформ в Казахстане, справедливых выборов, освобождения политических заключенных, недопущения ограничения свободы слова и перехода к парламентской форме правления.
20 сентября специализированный следственный онлайн-суд города Нур-Султана вынес решение о переводе блогера и журналиста Айгуль Утеповой из СИЗО под домашний арест. 17 сентября сотрудники полиции Нур-Султана обыскали дом Утеповой и изъяли мобильный телефон и компьютер. Против нее возбуждено уголовное дело по статье 405, часть 2 («Участие в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма»).
«ПЫТАЮТСЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ МИТИНГ»
По словам правозащитников, давление на активистов усиливается накануне запланированного оппозицией мирного митинга. Ранее находящийся в изгнании оппозиционный политик Мухтар Аблязов, ныне проживающий за границей, объявил в соцсети о планах проведения 25 сентября общенациональной акции протеста во всех регионах Казахстана с требованием отставки властей. Незарегистрированное движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), основанное Аблязовым, было запрещено властями Казахстана как «экстремистская организация». Этим летом казахстанский суд также запретил деятельность незарегистрированной «Көше партиясы».
В мае 2020 года суд города Нур-Султана «установил», что ДВК изменило свое наименование на «Көше партиясы» и они являются одной экстремистской организацией. В заявлении прокуратуры говорилось, что «суд запретил деятельность ДВК на всей территории Республики Казахстан под новым наименованием «Көше партиясы». В марте 2018 года суд Нур-Султана признал «экстремистской организацией» ДВК. Между тем в резолюции 2019 года Европейский парламент назвал ДВК «мирным оппозиционным движением».
Сами судебные решения о запрете деятельности ДВК и «Көше партиясы» не были опубликованы. Сторонников движения с тех пор подвергают преследованиям, к ответственности были привлечены десятки человек, в отношении некоторых из них были возбуждены уголовные дела. Правозащитники говорят, что фрагмент судебного решения о признании ДВК «экстремистской организацией» написан расплывчато и содержит противоречия, и привлеченные к ответственности преследуются без всяких на то оснований.
Казахстанский режим заочно приговорил бывшего банкира и оппозиционного политика Мухтара Аблязова к пожизненному заключению за различные преступления, включая «заказное убийство». После безуспешных попыток добиться его экстрадиции в Казахстан власти страны обвинили его в «хищении миллиардов долларов» из БТА Банка в период, когда он являлся его главой. Выдвинутые обвинения Аблязов отвергает, дела против себя называет «политически мотивированными».
По словам руководителя правозащитной организации «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожиной, в настоящее время не менее 30 активистов считаются подозреваемыми или свидетелями по уголовным делам. Большинство этих дел возбуждено по статье «Участие в деятельности запрещенной организации».
Торегожина считает, что власти Казахстана сделают «все возможное», чтобы не допустить в стране проведения митингов, объявленных ДВК, и мобилизуют все силы.
– Просто боятся, что это может стать неуправляемым и снести их. Поэтому надо задушить в корне, чтобы «зараза» не распространилась. Потом считается, что эти люди идут по призыву Аблязова и потому «экстремисты», – говорит Торегожина.
По словам руководителя правозащитной организации Liberty Галыма Агелеуова, власти опасаются, что если протестующие объединятся, то возьмут верх.
– Власть боится консолидации людей, того, что граждане осознают свои гражданские права и свободы, политические права, начнут объединяться (а они имеют на это право), и начнут не просто критиковать власть, но и выходить на митинги, и эти митинги будут многочисленными для того, чтобы убрать ту власть, которая не соответствует здравому смыслу. И вот, к сожалению, в действиях этой власти присутствует именно авторитарная природа. Именно подавлять, они абсолютно не оригинальны. Они все эти годы только и делали что подавляли, репрессировали, сажали и, к сожалению, никакого диалога с их стороны. Все время была одна имитация, – говорит Агелеуов.
В Казахстане граждане должны заранее предупреждать власти о проведении мирного митинга. Если акимат не дает согласия, такой митинг считается «незаконным», его участников могут привлечь к ответственности. Правозащитники и активисты заявляют, что в руках представителей власти находится полный контроль за проведением мирных собраний граждан, право на свободу которых казахстанцам гарантирует Конституция страны.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»